Программа
1. История развития прикладной педагогики и образования.
2. Концептосфера прикладной психологии и педагогики.
3. Теория обучения и воспитания в прикладном образовании.
4. Педагогические технологии прикладного образования и воспитания.
5. Регулирование и управление в прикладном образовании и воспитании.
6. Психолого-педагогические особенности субъектов взаимодействия в системе прикладного воспитания и образования.
7. Основы прикладной психологии.
8. Практическая деятельность.
Подробный план курса «Прикладная педагогика и психология»:
Модуль 1. История развития прикладной педагогики и образования
Тема 1.1 История развития прикладной педагогики и образования за рубежом.
Тема 1.2. История развития прикладной педагогики и образования в России.
Тема 1.3. Институциональная система прикладного образования в современной России
Модуль 2. Концептосфера прикладной психологии и педагогики
Тема 2.1. Методологические основания современной прикладной психологии и педагогики
Тема 2.2. Психологические аспекты прикладной педагогики
Модуль 3. Теория обучения и воспитания в прикладном образовании
Тема 3.1. Прикладная дидактика
Тема 3.2. Теоретические основы прикладного воспитания
Модуль 4. Педагогические технологии прикладного образования и воспитания
Тема 4.2. Основы проектирования и экспертизы педагогических технологий в прикладном образовании
Тема 4.2.1. Основы проектирования и экспертизы педагогических технологий в системе высшего профессионального образования
Тема 4.2.2. Основы проектирования и экспертизы педагогических технологий в системе среднего профессионального образования
Тема 4.2.3. Основы проектирования и экспертизы педагогических технологий в системе начального профессионального образования
Тема 4.2.4. Основы проектирования и экспертизы педагогических технологий в социальной сфере и сфере социальной защиты
Тема 4.2.5. Основы проектирования и экспертизы педагогических технологий в системе непрерывного профессионального образования
Тема 4.2.6. Основы проектирования и экспертизы педагогических технологий в правовой сфере и правовом образовании
Тема 4.2.7. Основы проектирования и экспертизы педагогических технологий работы с членами субкультур
Модуль 5. Регулирование и управление в прикладном образовании и воспитании
Тема 5.1. Правовые основы прикладного воспитания и образования
Тема 5.2. Стандартизация и моделирование в прикладном воспитании и образовании
Тема 5.2. Технологии урегулирования конфликтов в прикладном воспитании и образовании
Модуль 6. Субъекты педагогического взаимодействия в системе прикладного образования и воспитания
Тема 6.1. Психолого-педагогические особенности субъектов взаимодействия в системе прикладного воспитания и образования
Тема 6.2. Методы диагностики психолого-педагогических проблем субъектов в системе прикладного воспитания и образования
Тема 6.3. Профессиональные деформации в системе прикладного воспитания и образования
Модуль 7. Практическая деятельность
Стажировка
Итоговая аттестация.
Актуальность курса «Прикладная педагогика и психология». Формирующееся информационное (или, как его иногда называют, постиндустриальное) общество выдвигает перед образовательными системами новые требования. Уже сегодня квалификации, однажды приобретенной в образовательном учреждении, оказывается недостаточно для успешной профессиональной деятельности и карьерного роста. Стремительно развивающееся общество ставит задачу организации системы непрерывного образования, «образования длиною в жизнь», способного не только гибко реагировать на социальный заказ текущего дня, но и работать на опережение, то есть подготавливать специалистов дня завтрашнего. Закон РФ «Об образовании» (273-ФЗ РФ 2016) нацеливает образовательную сферу на создание учреждений и образовательных программ, обеспечивающих эффективную адаптацию руководителей и специалистов к непрерывно модернизирующимся профессиональным практикам через повышение их квалификации и переквалификацию, отвечающих на вызовы времени и потребности государства и общества.
Человек живет и социализируется в среде себе подобных. При этом количество вынужденных социальных связей и отношений, в которые он включен, постоянно растет. Сегодня фактически все профессиональные практики представляют собой социокультурные системы «человек – человек». Эффективное управление этими системами и полноценная реализация их функций предполагает наличие серьезной гуманитарной и психолого-педагогической подготовки у управленческого звена и специалистов.
Целью курса «Прикладная психология и педагогика» является формирование психолого-педагогической компетентности руководящего звена и специалистов организаций и учреждений профессионального образования высшего, среднего и начального уровней, дополнительного образования, органов социальной защиты населения, а также правовых систем. Устанавливая информационные и логические связи психолого-педагогического знания с профессиональной практикой специалистов, курс обеспечивает развитие умений проектирования и диагностики педагогических процессов в системах «человек – человек».
Задачи курса «Прикладная психология и педагогика»:
• анализ основных этапов развития теории и практики прикладного образования;
• формирование методологических воззрений на сущность дидактических и воспитательных систем, а также цели и задачи психолого-педагогической науки как специфической отрасли гуманитарного знания;
• освоение категориально-понятийного аппарата психолого-педагогической науки, характеризующего субъекты и процессы в системе прикладного воспитания и образования;
• формирование умений сбора, систематизации и интерпретации психолого-педагогической информации;
• формирование целостного представления о личности и особенностях ее социализации на разных этапах жизни и в различных социокультурных средах;
• освоение умений проектирования педагогических технологий в различных социокультурных практиках;
• освоение умений квалифицированной экспертизы педагогических процессов и педагогических технологий в сфере прикладного воспитания и образования;
• изучение основ управления и урегулирования конфликтов в прикладном воспитании и образовании;
• анализ психологических особенностей и методов диагностики субъектов педагогического взаимодействия в системе прикладного воспитания и образования.
Учебный курса «Прикладная педагогика и психология» направлен на формирование компетенций
• Способность анализировать результаты исследований в контексте целей и задач своей организации.
• Владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способностью отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения.
• Владение навыками организации и координации взаимодействий между людьми.
• Способность осуществлять деловое общение (публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации).
• Знание основ профессионального развития личности, процессов обучения, управления карьерой и служебно-профессиональным продвижения персонала, организации работы с кадровым резервом, видов, форм, методов и технологий обучения и умение применять их на практике.
• Способность организовывать сотрудничество членов коллектива.
• Осуществление прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки психолого-педагогических процессов и явлений.