Прикладная социология

Программа «Прикладная социология» разработана доктором пед. наук, ведущим специалистом в сфере социологии, социологических исследований и предназначена для всех лиц, интересующихся практической социологией. Программа имеет практический уклон, может быть усвоена при дистанционной (электронной) форме обучения.
Предназначение курса «Прикладная социология» для:
- практикующих социологов и руководителей социологических учреждений, регулярно проходящих повышение квалификации;
- профессиональных социологов, повышающих квалификацию раз в 3-5 лет;
- профессиональных специалистов в сфере социологии;
- практических социологов;
- лиц, желающих освоить новую квалификацию для работы в сфере социологии;
- лиц, желающих освоить новую квалификацию социолога-практика, руководителей в сфере социологии.
При выборе профпереподготовки присваивается квалификация «Практический социолог».
Записаться на курс может любой желающий, при этом слушатели из бюджетных учреждений обучаются без предоплаты. Чтобы стать учащимся Академии необходимо заполнить простую и удобную форму заявки. Это можно сделать прямо на сайте, воспользовавшись формой «Оставить заявку», или предварительно скачав бланк и прислав после заполнения на наш электронный адрес.
Актуальность курса «Прикладная социология».
Постиндустриальное общество развивается настолько динамично, что уже сегодня квалификации, однажды приобретенной в образовательном учреждении, оказывается недостаточно для успешной профессиональной деятельности и карьерного роста. Развивающаяся система непрерывного образования призвана не только гибко реагировать на социальные заказ текущего дня, но и работать на опережение, то есть подготавливать специалистов дня завтрашнего. Закон РФ «Об образовании» (№ 273-ФЗ РФ 2016 г.), Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» и другие нормативно-правовые акты нацеливают образовательную сферу на создание учреждений и образовательных программ, обеспечивающих эффективную адаптацию руководителей и специалистов к непрерывно модернизирующимся профессиональным практикам через повышение их квалификации и переквалификацию.
Грамотное управление системой «человек – человек» и целесообразное исполнение управленческих функций предполагают наличие социологической и социально-психологической подготовки руководящего звена. Выдающийся социолог ХХ века – П.А. Сорокин ‒ указывал, что социология делится на теоретическую и практическую (прикладную). Разделами теоретической социологии являются социальная аналитика, социальная механика и социальная генетика. С одной стороны, общество заинтересовано в стабильности основных социальных институтов и характерных для них связей и отношений, так как это формирует предсказуемое, удобное для жизни социальное пространство. С другой стороны, общество постоянно изменяется. В нем постепенно вызревают новые черты, которые, утверждаясь, выводят его на новый виток социального развития. Сложность и динамичность общественного организма неизбежно порождают социальные риски и проблемные зоны, осложняющие управление социумом в целом, его элементами, отдельными учреждениями и организациями. Прикладная социология переводит результаты теоретических исследований в практическое русло и способствует эффективному разрешению проблем социального управления в конкретной социокультурной сфере (например, в социально-территориальной общности, профессиональном коллективе, демографической группе, системе образования и т.п.) и в текущий момент времени.
Сегодня ни одно решение, так или иначе относящееся к проблематике социального управления, будь то регулирование на общегосударственном уровне, разработка социальных технологий или небольшие маркетинговые проекты – все они не могут обойтись без «обратной связи», включающей диагностику текущего состояния управляемой системы, прогноз ее эволюции (наиболее вероятных реакций на управленческие воздействия), сопоставление с планируемыми целями (регистрации нежелательных последствий) и выработки корректирующих действий. В обратной связи нуждаются все системы социальной организации, где имеет место человек и социальные общности: социально-политическая, финансово-экономическая, хозяйственно-производственная, а также образование, культура, здравоохранение, средства массовой коммуникации и др.
Таким образом, обратная связь ‒ это своеобразное «зеркало», позволяющее видеть объективную картину текущего момента, планировать развитие (социальный дизайн), отслеживать достижения и недостатки в происходящих изменениях, а также вносить коррективы, если реакции социальных систем не соответствуют ожидаемым. Обратная связь необходима руководителям, так как информирует их о том, какие статусно-ролевые распределения в коллективе позитивно влияют на отношения, насколько правильно подчиненные понимают управленческие действия и достигают ли своей цели мотивирующие эффективный стимулы, приводят ли они к реальному росту производительности и качеству труда. Обратная связь необходима организации в целом, так как информируют о том, какова эффективность функционирования организации на рынке, соответствуют ли оказываемые услуги или товары потребностям реальных и потенциальных потребителей. Наконец, обратная связь позволяет вскрыть имеющиеся резервы повышения производительности труда, качества предоставляемых услуг. Наиболее эффективными инструментами для получения информации о субъекте управления являются методы качественных и количественных социологических исследований, выборочных наблюдений, мониторинга и др.
Социологическое сопровождение процесса управления позволяет установить критерии и параметры оценки функционирования социальных систем, выявить ресурсы и потенциалы их развития, а на этой основе – определить пути и средства их оптимизации. Повышение компетентности специалистов управленческого звена в области прикладной социологии позволит обеспечить эффективность управления в той практической отрасли, в которой разворачивается их профессиональная активность.
Академия подготовки главных специалистов предлагает курс «Прикладная социология», цель которого – подготовка специалистов системы управления к развитию механизмов обратной связи как фактора повышения качества управления.
Задачи курса «Прикладная социология»:
• ознакомить слушателей с социологией как наукой и прикладной профессиональной практикой;
• сформировать общее представление слушателей о методологических установках классических (позитивистских) и неклассических (интерпретативных) социологических парадигм;
• ознакомить слушателей с категориально-понятийным аппаратом классической и неклассической социологии;
• сформировать у слушателей представление об обществе и его институциональных системах, о профессиональных общностях как особых социальных реальностях;
• проанализировать культурно-исторические типы стратификации, стратификационную систему современного российского общества, профессиональную стратификацию;
• проанализировать специфику социологического понимания личности специалиста, процессов и механизмов профессиональной социализации, моделей социальной адаптации личности в социокультурных средах и профессиональных группах;
• познакомиться с основами социальной экспертизы общественного мнения (в том числе и в составе исследовательских коллективов), морально-психологического климата в профессиональных общностях и подходами к анализу путей диагностики социальной напряженности, конфликтности в профессионально-трудовой сфере;
• сформировать умения разработки процедурной и инструментальной составляющих прикладного конкретно-социологического исследования, обоснования социологических гипотез, конструктов и их параметров, составления исследовательского инструментария, обеспечения репрезентативности выборочных совокупностей для обоснования и реализации задач государственного, муниципального и внутриучрежденческого управления;
• сформировать умения систематизации и интерпретации социологической информации, полученной в ходе качественных и количественных прикладных социологических исследований, подготовки социологических обзоров и аннотаций.
В результате освоения дисциплины «Прикладная социология» слушатель должен:
Иметь представление об:
• основных отраслях прикладной социологии;
• отечественном и зарубежном опыте прикладных конкретно-социологических исследований. Знать: • ядро» категориально-терминологического аппарата современной социологической науки;
• основные этапы развития социологии, классические и неклассические социологические парадигмы;
• основные направления исследований в современной социологии;
• вклад наиболее выдающихся мыслителей и ученых в эволюцию социологического знания;
• природу социального неравенства, критерии стратификации и особенности взаимодействий стратификационных слоев в обществе в целом и профессиональных общностях;
• условия институционализации, признаки и виды социальных институтов, обеспечивающих стабильность общества, механизмы социального наследования и воспроизводства культуры и общественных отношений;
• сущность культуры, основные социальные процессы и изменения, типы и особенности социальных взаимодействий;
• особенности социологического понимания феномена личности, этапы и механизмы профессиональной социализации, модели социальной адаптации личности профессиональной среде;
• основные этапы и методы социологического исследования. Уметь: • на основе полученного запаса социологических знаний и опыта аналитической деятельности вести предметную дискуссию по проблематике курса;
• собирать, обрабатывать и интерпретировать социологическую информацию;
• актуализировать социологическую информацию в профессионально ориентированной аналитической деятельности и в принятии управленческих решений;
• осуществлять социальную экспертизу вариантов управленческих решений в профессиональной и других социокультурных сферах.
Иметь навыки (приобрести опыт):
• разработки социологических гипотез, применения инструментов и процедур выборочного конкретно-социологического исследования в актуальной социокультурной (в том числе и профессиональной) сфере;
• анализа и научной интерпретации информации о социокультурных средах, полученной из различных источников, и на этой основе – поиска очагов социальной напряженности и взаимообусловленностей социальных явлений и процессов, прогноза развития и изменений социальных ситуаций, а также основных управленческих решений, направленных на смягчение или преодоления социальных рисков повышение эффективности деятельности организаций.
Продолжительность (трудоемкость) обучения: от 40 до 520 академических часов. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. Форма обучения: очная (с отрывом от работы), очно-заочная (с частичным отрывом от работы), заочная (без отрыва от работы).
Режим занятий: 6-8 академических часов в день. Предусматривается возможность обучения по индивидуальному учебному плану (графику обучения) в пределах осваиваемой дополнительной программы профессиональной переподготовки (повышения квалификации).

Программа профессиональной переподготовки (повышения квалификации) «Прикладная социология»:
Модуль 1. Общие основы социологии
1.1. Введение в социологию.
1.2. Социальная общность.
1.3. Социальная структура общества.
1.4. Культура как социальный феномен.
1.5. Социальные институты и организации.
1.6. Личность как социальный феномен. Статусно-ролевая концепция личности.
1.7. Социальные конфликты.
Модуль 2. История социологии
2.1. Социальная мысль от античного мира до эпохи Просвещения.
2.2. Социальная мысль Нового времени.
2.3. Позитивистские социологические парадигмы XIX в.
2.4. Интерпретативные социологические парадигмы XX в.
2.5. Отечественная социология XIX-XX вв.
Модуль 3. Политическая социология
3.1. Власть как социальный феномен.
3.2. Политическая система общества.
3.3. Государство как субъект политических отношений.
3.4. Негосударственные субъекты политических отношений.
Модуль 4. Экономическая социология
4.1. Рынок как система экономического обмена.
4.2. Экономическое поведение: основные модели
4.3. Предпринимательское, производственное, организационное и трудовое поведение: основные модели.
4.4. Рынок труда: институциональная структура.
Модуль 5. Социология социальной сферы
5.1. Структура социальной сферы.
5.2. Социологический анализ уровня жизни населения.
5.3. Семья как объект социологического анализа.
5.4. Молодежь как объект социологического анализа.
5.5. Социологический анализ социального неблагополучия.
Модуль 6. Социология управления
6.1. Управление как социальное взаимодействие.
6.2. Социальная организация как объект и субъект управленческой деятельности.
6.3. Система социального управления. Внутренняя и внешняя среды социальной организации. Социальный контроль и социальная экспертиза.
6.4. Стили, модели руководства. Управленческие кадры, управленческая команда.
6.5. Управленческие технологии. Девиации в системе управления. Технологии.
6.6. Антикризисное планирование в решении вопросов социального развития.
6.7. Управление персоналом.
Модуль 7. Методы социологического исследования
7.1. Методология социологического исследования. Качественный и количественный подходы. Программа социологического исследования.
7.2. Шкалы. Традиционный анализ. Контент-анализ.
7.3. Наблюдение как метод социологического исследования.
7.4. Опросные методы социологического исследования.
7.5. Метод экспертов в социологическом исследовании.
7.6. Метод социометрии.
Модуль 8. Методы прикладной статистики для социологов
8.1. Социологические измерения. Методы прикладной статистики в социологии.
8.2. Методы статистической оценки параметров.
8.3. Методы проверки статистических гипотез.
8.4. Обеспечение репрезентативности выборок социологических исследований.
8.5. Методы изучения статистических закономерностей в социологическом исследовании.
8.6. Способы репрезентации результатов социологического исследования.
Модуль 9. Полевая практика
9.1. Разработка и реализация проекта социологического исследования.

Временно запись на дистанционный курс «Прикладная социология» не ведётся.