Приказ Минтруда России от 09.03.2022 N 115н "Об утверждении профессионального стандарта "Официант, бармен" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2022 N 68146)
Обобщенные трудовые функции |
Возможные наименования должностей, профессий |
Требования к образованию и обучению |
Требования к опыту практической работы |
Трудовые функции |
Трудовые действия |
|
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
A |
Выполнение вспомогательных работ по обслуживанию гостей организации питания |
3 |
• Помощник официанта • Помощник бармена • Хостес
|
Профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих
|
-
|
Прием заказа на бронирование столика и продукцию на вынос и доставку в организации питания |
A/01.3 |
3 |
Прием и оформление заказа на бронирование столика и еще 3 |
Заявка на обучение
|
Прием и оформление заказа на продукцию на вынос и на доставку |
Предоставление информации об организации питания |
Ведение учета заказанных столиков в зале организации питания |
Обслуживание гостей в холле организации питания |
A/02.3 |
3 |
Встреча и приветствие гостей в организации питания и еще 2 |
Заявка на обучение
|
Информирование гостей о работе организации питания и предоставляемых услугах |
Размещение гостей за столом в зале организации питания |
Выполнение вспомогательных работ по обслуживанию гостей в зале организации питания |
A/03.3 |
3 |
Подготовка зала обслуживания организации питания перед началом обслуживания гостей и перед закрытием зала и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Подготовка (досервировка, пересервировка) стола для подачи очередного блюда и к приходу новых гостей |
Проверка состояния столовой посуды и приборов (чистота, целостность) |
Подача блюд и напитков гостям организации питания |
Сбор использованной столовой посуды и приборов со столов |
Поддержание чистоты и порядка в зале обслуживания |
Выполнение вспомогательных работ по обслуживанию гостей в баре организации питания |
A/04.3 |
3 |
Подготовка мебели, оборудования и инвентаря, посуды бара, буфета к обслуживанию гостей и еще 4 |
Заявка на обучение
|
Приготовление заготовок для напитков |
Приготовление свежевыжатых соков |
Реализация готовых к употреблению безалкогольных напитков |
Уборка использованной барной посуды со столов бара и барной стойки |
B |
Обслуживание гостей организации питания, подача блюд и напитков |
4 |
• Официант • Бармен
|
• Профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочихили и еще 1• Среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных рабочих
|
Не менее шести месяцев работы в организациях питания по выполнению вспомогательных работ по обслуживанию гостей организации питания при наличии профессионального обучения
|
Принятие заказов у гостей организации питания на блюда и напитки |
B/01.4 |
4 |
Прием, оформление и уточнение заказа гостей организации питания и еще 3 |
Заявка на обучение
|
Рекомендации гостям организации питания по выбору блюд и напитков |
Передача заказа гостей организации питания на кухню и в бар организации питания |
Досервировка стола в соответствие с заказом гостей организации питания |
Обслуживание гостей в зале организации питания |
B/02.4 |
4 |
Получение блюд и напитков с кухни и бара организации питания и еще 2 |
Заявка на обучение
|
Подача блюд и напитков гостям организации питания |
Замена использованной посуды, приборов и столового белья |
Обслуживание гостей в баре организации питания |
B/03.4 |
4 |
Оформление витрины и барной стойки и еще 6 |
Заявка на обучение
|
Прием, оформление и уточнение заказа на напитки и барную продукцию организации питания |
Рекомендации гостям бара организации питания по выбору напитков и барной продукции |
Приготовление и подача алкогольных, безалкогольных коктейлей и напитков |
Приготовление и подача чая, кофе |
Составление документации, отчетов посредством специализированных программ |
Поддержание в чистоте и порядке столов в баре, барной стойки, барного инвентаря, посуды и оборудования |
Обслуживание мероприятий в организациях питания и выездных мероприятий |
B/04.4 |
4 |
Подготовка зала и инвентаря для обслуживания мероприятий в организациях питания и еще 3 |
Заявка на обучение
|
Подготовка помещения и инвентаря для обслуживания гостей на выездных мероприятиях |
Сервировка столов с учетом вида мероприятия |
Подача блюд и напитков гостям на мероприятиях в организациях питания и выездных мероприятиях |
Проведение расчетов с гостями организации питания за сделанные заказы |
B/05.4 |
4 |
Подготовка контрольно-кассового оборудования к началу принятия и оформления платежей и еще 1 |
Заявка на обучение
|
Проведение кассовых операций оплаты по счетам за выполненный заказ |
C |
Руководство деятельностью официантов, барменов по обслуживанию гостей организации питания |
5 |
• Старший официант • Бригадир официантов • Старший бармен и еще 2• Бригадир барменов • Бар-менеджер
|
Среднее профессиональное образование
|
Не менее одного года работы в организациях питания по обслуживанию гостей организации питания, подаче блюд и напитков при наличии среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)
|
Заказ, получение, организация хранения и использования продуктов, сырья, оборудования и инвентаря в зале и баре организации питания |
C/01.5 |
5 |
Проведение инвентаризации бара и еще 3 |
Заявка на обучение
|
Организация приема, хранения и использования продуктов, сырья, оборудования и инвентаря бара и зала организации питания |
Контроль условий хранения и соблюдения норм расхода напитков, барной продукции |
Контроль эксплуатации оборудования и инвентаря |
Организация работы бригады официантов/барменов |
C/02.5 |
5 |
Разработка текущих и оперативных планов работы по обслуживанию гостей в зале организации питания и еще 2 |
Заявка на обучение
|
Разработка текущих и оперативных планов работы по обслуживанию гостей в баре организации питания |
Координация выполнения заданий работниками бригады официантов, барменов |
Контроль работы подчиненных и подготовка отчетности о работе бригады официантов/барменов |
C/03.5 |
5 |
Контроль качества обслуживания гостей организации питания и еще 2 |
Заявка на обучение
|
Разработка мероприятий по повышению качества обслуживания и эффективности работы подчиненных |
Формирование отчетов о результатах выполнения текущих и оперативных планов за отчетный период |
D |
Организация процессов обслуживания гостей организации питания блюдами и напитками |
6 |
• Администратор зала • Метрдотель • Менеджер зала
|
• Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звенаили и еще 1• Высшее образование - бакалавриат
|
Не менее одного года работы в организациях питания по руководству деятельностью бригады официантов, барменов по обслуживанию гостей организации питания при наличии среднего профессионального образования
|
Планирование процессов обслуживания гостей организации питания |
D/01.6 |
6 |
Планирование потребностей организации питания в трудовых и материальных ресурсах для обслуживания гостей в зале и баре организации питания и еще 4 |
Заявка на обучение
|
Разработка планов работ службы обслуживания организации питания по отдельным видам процессов |
Проведение организационной диагностики, проектирования и регламентации процессов обслуживания гостей организаций питания |
Разработка предложений по ценообразованию, ассортиментной политике организации питания |
Разработка мероприятий по стимулированию продаж блюд и напитков |
Организация и координация процессов обслуживания гостей организации питания |
D/02.6 |
6 |
Координация деятельности персонала в процессе обслуживания гостей организации питания и еще 3 |
Заявка на обучение
|
Координация деятельности службы обслуживания гостей и бара организации питания с другими службами организации питания |
Проведение мероприятий по стимулированию продаж блюд и напитков в организации питания |
Проведение мероприятий по адаптации новых работников зала и бара организации питания |
Контроль и оценка результатов процессов обслуживания гостей организации питания |
D/03.6 |
6 |
Контроль выполнения регламентов и стандартов сотрудниками службы обслуживания организации питания и еще 2 |
Заявка на обучение
|
Выявление отклонений от плана в работе службы обслуживания организации питания и их причин |
Разработка и применение мер по повышению эффективности работы службы обслуживания организации питания организации питания за отчетный период |