Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406)
Обобщенные трудовые функции |
Возможные наименования должностей, профессий |
Требования к образованию и обучению |
Требования к опыту практической работы |
Трудовые функции |
Трудовые действия |
|
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
A |
Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации |
6 |
Социальный педагог
|
• Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки"либо и еще 1• Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства
|
-
|
Планирование мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации |
A/01.6 |
6 |
Анализ ситуаций жизнедеятельности обучающихся и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Разработка мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе образования |
Проектирование программ формирования у обучающихся социальной компетентности, социокультурного опыта |
Разработка мер по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в трудной жизненной ситуации |
Разработка мер по профилактике социальных девиаций среди обучающихся |
Планирование совместной деятельности с институтами социализации в целях обеспечения позитивной социализации обучающихся |
Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации |
A/0.6 |
6 |
Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе образования и еще 6 |
Заявка на обучение
|
Реализация культурно-просветительских программ и мероприятий по формированию у обучающихся социальной компетентности и позитивного социального опыта |
Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в трудной жизненной ситуации |
Профилактическая работа с обучающимися группы социального риска |
Организация социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения |
Обеспечение досуговой занятости обучающихся |
Организация совместной деятельности с социальными институтами в целях позитивной социализации обучающихся |
Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся |
A/03.6 |
6 |
Разработка методических материалов для реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке обучающихся и еще 4 |
Заявка на обучение
|
Разработка методических материалов для консультирования обучающихся по построению социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям |
Осуществление методического сопровождения деятельности педагогов по развитию у родителей (законных представителей) социально-педагогической компетентности |
Организационно-методическое сопровождение совместной деятельности с институтами социализации по социально-педагогической поддержке обучающихся |
Организация и методическое обеспечение контроля результатов деятельности по социально-педагогической поддержке обучающихся |
B |
Организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации |
6 |
Старший вожатый
|
• Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки"либо и еще 1• Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства
|
-
|
Оказание обучающимся педагогической поддержки в создании общественных объединений |
B/01.6 |
6 |
Организация участия обучающихся в проектировании содержания совместной деятельности по основным направлениям воспитания и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Организация участия педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании содержания совместной деятельности |
Педагогическое стимулирование детских социальных инициатив |
Определение педагогических средств развития самоуправления обучающихся совместно с другими субъектами воспитания |
Организационно-педагогическая поддержка самоорганизации обучающихся, их инициатив по созданию общественных объединений в форме консультирования, делегирования функций, обучающих занятий, создания педагогических ситуаций, пошаговых инструкций, сотрудничества |
Оказание обучающимся первой помощи |
Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений |
B/02.6 |
6 |
Организация совместной деятельности детей и взрослых, ориентированной на достижение результатов гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Педагогическая поддержка обучающихся в реализации ими программ деятельности их общественных объединений |
Организация работы органов самоуправления обучающихся |
Организация творческих занятий и мероприятий по развитию у обучающихся лидерского потенциала, организаторских способностей |
Педагогическая поддержка социальных инициатив обучающихся |
Проведение коллективных творческих, массовых мероприятий |
Развитие самоуправления обучающихся на основе социального партнерства социальных институтов |
B/03.6 |
6 |
Развитие форм и способов взаимодействия субъектов воспитания на основе самоуправления в образовательной организации и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Развитие форм и способов взаимодействия детских объединений с другими институтами социализации |
Организация партнерства социальных институтов с целью поддержки детских социальных инициатив |
Привлечение к работе с детскими общественными объединениями родителей (законных представителей), специалистов разного профиля, волонтеров |
Педагогическая поддержка совместной деятельности детских общественных объединений с другими институтами социализации |
Анализ результатов совместной деятельности институтов социализации по поддержке детских инициатив, общественных объединений |
C |
Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса |
6 |
Педагог-организатор
|
• Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки"либо и еще 1• Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства
|
-
|
Организационно-педагогическое обеспечение проектирования и реализации программ воспитания |
C/01.6 |
6 |
Изучение особенностей, интересов и потребностей обучающихся и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Проектирование содержания воспитательного процесса в образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ОО |
Организационно-педагогическое обеспечение участия детей и взрослых в проектировании программ воспитания |
Вовлечение обучающихся в творческую деятельность по основным направлениям воспитания |
Организационно-педагогическое обеспечение воспитательной деятельности педагогов |
Анализ результатов реализации программ воспитания |
Организация работы по одному или нескольким направлениям внеурочной деятельности |
C/02.6 |
6 |
Разработка программы внеурочной деятельности по одному из направлений ФГОС ОО: спортивно-оздоровительному, социальному, духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному и еще 3 |
Заявка на обучение
|
Организация внеурочной деятельности обучающихся по выбранному направлению, проведение творческих занятий с обучающимися |
Организация работы детского творческого объединения по выбранному направлению и педагогическое сопровождение его деятельности |
Организация творческих мероприятий по выбранному направлению внеурочной деятельности |
Организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности |
C/03.6 |
6 |
Поиск и отбор актуальных информационно-методических материалов для осуществления воспитательной деятельности и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Разработка информационно-методических материалов по основным направлениям воспитательной деятельности |
Консультирование педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательного процесса, досуговой деятельности обучающихся |
Организационно-методическое обеспечение взаимодействия образовательной организации с семьей по вопросам воспитания |
Организационно-методическое сопровождение досуговых мероприятий |
Организационно-методическое обеспечение проведения педагогической диагностики и анализа результатов воспитательной деятельности |
D |
Воспитательная работа с группой обучающихся |
6 |
Воспитатель, старший воспитатель (кроме воспитателя, старшего воспитателя в дошкольной образовательной организации)
|
• Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки"либо и еще 1• Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства
|
Для старшего воспитателя стаж работы по специальности не менее двух лет
|
Планирование воспитательной деятельности с группой обучающихся |
D/01.6 |
6 |
Изучение личностных особенностей, склонностей, интересов обучающихся и динамики воспитательного процесса в группе обучающихся и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Разработка плана воспитательной деятельности с группой обучающихся |
Приобщение обучающихся к проектированию совместной социально и личностно значимой деятельности |
Взаимодействие с институтами социализации по вопросам организации досуговой деятельности группы обучающихся |
Разработка мер по развитию самоуправления в группе обучающихся |
Оказание консультативной поддержки обучающимся в проектировании индивидуального маршрута в коллективной деятельности |
Организация социально и личностно значимой деятельности группы обучающихся |
D/02.6 |
6 |
Реализация мер по формированию микросреды и психологического климата, благоприятных для каждого обучающегося и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Организация творческой деятельности обучающихся в целях их духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития |
Поддержка обучающихся в адаптации к новым жизненным ситуациям, жизнедеятельности в различных социальных условиях |
Проведение с группой обучающихся мероприятий, экскурсий, направленных на формирование у них социальной компетентности |
Ознакомление обучающихся с возможностями получения дополнительного образования и организации досуга в образовательных организациях и по месту жительства |
Оказание педагогической поддержки обучающимся в реализации ими индивидуального маршрута и в жизненном самоопределении |
Организационно-методическое обеспечение воспитательного процесса в группе обучающихся |
D/03.6 |
6 |
Координация и консультативная поддержка взаимодействия педагогов с группой обучающихся и еще 4 |
Заявка на обучение
|
Организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности педагогов с группой обучающихся |
Разработка информационно-методического обеспечения досуговых мероприятий, экскурсий, праздников в группе обучающихся |
Организационно-методическая поддержка самоуправления, самодеятельности обучающихся, реализации их социальных инициатив |
Взаимодействие с родителями обучающихся, проведение консультативной помощи родителям |
E |
Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования |
6 |
Педагог-библиотекарь
|
• Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки"либо и еще 1• Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства
|
-
|
Информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательного процесса |
E/01.6 |
6 |
Формирование и пополнение библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами учреждения и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Создание развивающего и комфортного книжного пространства в библиотеке образовательной организации общего образования |
Справочно-библиографическое обслуживание обучающихся и работников образовательной организации |
Информационно-библиографическая деятельность, обеспечение свободного доступа к библиотечным ресурсам |
Контроль поступления новых документов в библиотечный фонд |
Обеспечение связи с другими библиотеками, организация межбиблиотечного обмена |
Проведение мероприятий по воспитанию у обучающихся информационной культуры |
E/02.6 |
6 |
Проектирование и реализация социально-педагогических программ воспитания у обучающихся информационной культуры и еще 4 |
Заявка на обучение
|
Консультирование обучающихся по работе с библиотечными каталогами и справочными изданиями, по информационной деятельности |
Информационно-методическая поддержка реализации образовательных программ общего образования и воспитания обучающихся |
Проведение занятий по формированию сознательного и ответственного информационного поведения обучающихся |
Реализация мероприятий по обеспечению информационной безопасности обучающихся в образовательной организации |
Организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению |
E/03.6 |
6 |
Проведение конкурсов, викторин, литературных вечеров по формированию у детей интереса к чтению и еще 4 |
Заявка на обучение
|
Осуществление информационно-методической поддержки воспитательной деятельности по формированию у обучающихся уважения к родному языку, развитию культуры речи |
Организация выставок книг в образовательном учреждении с участием обучающихся в презентации изданий, литературных произведений |
Осуществление взаимодействия с семьей с целью педагогической поддержки семейного чтения |
Педагогическая поддержка детского литературного творчества |
F |
Тьюторское сопровождение обучающихся |
6 |
Тьютор
|
• Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки"либо и еще 1• Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства
|
-
|
Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов |
F/01.6 |
6 |
Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе образования и еще 6 |
Заявка на обучение
|
Организация участия обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов |
Педагогическое сопровождение обучающихся в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов |
Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса |
Педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов |
Организация участия родителей (законных представителей) обучающихся в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов |
Участие в реализации адаптивных образовательных программ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью |
Организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов |
F/02.6 |
6 |
Проектирование открытой, вариативной образовательной среды образовательной организации и еще 3 |
Заявка на обучение
|
Повышение доступности образовательных ресурсов для освоения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов |
Проектирование адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью |
Координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам |
Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов |
F/03.6 |
6 |
Разработка и подбор методических средств для разработки и реализации обучающимся индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов и еще 4 |
Заявка на обучение
|
Разработка и подбор методических средств для формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды |
Разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью |
Методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса |
Подбор и разработка методических средств для анализа результатов тьюторского сопровождения |