Приказ Минтруда России от 29.09.2020 N 676н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по контролю качества информационно-коммуникационных систем и сервисов" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.11.2020 N 60722)
Обобщенные трудовые функции |
Возможные наименования должностей, профессий |
Требования к образованию и обучению |
Требования к опыту практической работы |
Трудовые функции |
Трудовые действия |
|
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
A |
Контроль качества функционирования инфокоммуникационных систем и предоставляемых на их основе сервисов |
5 |
• Техник по контролю качества инфокоммуникационных систем • Техник по эксплуатации инфокоммуникационных систем • Специалист дежурной смены управления инфокоммуникационными системами
|
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
|
Не менее одного года работы или стажировки в области мониторинга и контроля качества функционирования инфокоммуникационных систем и предоставляемых на их основе сервисов
|
Мониторинг и контроль функционирования инфокоммуникационных систем |
A/01.5 |
5 |
Сбор первичных данных мониторинга функционирования инфокоммуникационной системы в соответствии с требованиями эксплуатационной документации, инструкциями или контрольными картами и еще 8 |
Заявка на обучение
|
Выявление отклонений от штатного режима работы инфокоммуникационной системы и (или) ее составляющих по результатам мониторинга |
Проведение контроля (оценки) параметров качества услуг связи, функционирования инфокоммуникационной системы или ее составляющих в соответствии с требованиями эксплуатационной документации, инструкциями или контрольными картами |
Информирование в установленном порядке о возникновении аварийных ситуаций в функционировании инфокоммуникационных систем |
Содействие эксплуатационному персоналу в осуществлении мероприятий по устранению нештатных ситуаций |
Контроль показателей работы системы после устранения нештатных ситуаций |
Подготовка (организация поверки) контрольно-измерительного оборудования для проведения контроля функционирования инфокоммуникационной системы |
Документирование результатов мониторинга или контроля, включая подготовку протоколов или ввод данных в автоматизированные информационные системы |
Составление отчета о проведении контрольно-измерительных мероприятий на информационной системе |
Мониторинг и контроль качества услуг связи, предоставляемых с использованием инфокоммуникационных систем |
A/02.5 |
5 |
Сбор первичных данных мониторинга и контроля качества услуг связи, предоставляемых на базе инфокоммуникационных систем, в соответствии с требованиями эксплуатационной документации, инструкциями, контрольными картами или разработанными методиками (в том числе с использованием SLA) и еще 6 |
Заявка на обучение
|
Выявление отклонений в значениях параметров, характеризующих качество услуг связи, предоставляемых с использованием инфокоммуникационных систем, от установленных требований |
Сопоставление качества предоставляемых услуг связи с информацией о нарушении функционирования оборудования инфокоммуникационной системы |
Информирование в установленном порядке о возникновении аварийных сообщений, касающихся предоставления услуг связи или снижения их качества |
Взаимодействие с дежурными сменами присоединенных сетей при нарушениях в предоставлении услуг связи или снижении их качества для локализации зоны ответственности |
Сопоставление данных контроля параметров качества предоставляемых услуг, осуществляемого различными методами |
Составление отчета о проделанной работе по оценке качества предоставляемых услуг связи |
B |
Анализ результатов контроля качества функционирования инфокоммуникационных систем и предоставляемых на их основе сервисов |
6 |
• Инженер по контролю качества инфокоммуникационных систем • Инженер по эксплуатации инфокоммуникационных систем • Старший специалист дежурной смены управления инфокоммуникационными системами и еще 1• Инженер по управлению качеством инфокоммуникационных систем
|
• Высшее образование - бакалавриатили и еще 1• Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
|
Не менее двух лет работы или стажировки в области мониторинга и контроля качества функционирования инфокоммуникационных систем
|
Организация мониторинга и контроля функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов |
B/01.6 |
6 |
Организация сбора данных мониторинга и контроля функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов в соответствии с утвержденными методиками и еще 10 |
Заявка на обучение
|
Разработка отдельных программ контроля и мониторинга функционирования инфокоммуникационных систем и оценки качества услуг |
Разработка алгоритмов и скриптов для проведения обработки данных мониторинга функционирования инфокоммуникационных систем и оценки качества услуг |
Организация управления ресурсами, используемыми для контроля и мониторинга функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов |
Организация проведения обработки данных контроля и мониторинга функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов |
Анализ соответствия результатов мониторинга функционирования инфокоммуникационных систем и оценки качества услуг требованиям нормативных документов и эксплуатационной документации |
Планирование проведения регламентных работ на технических средствах в части, касающейся контроля и мониторинга функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов |
Обоснование необходимых объемов финансирования процедур контроля и мониторинга функционирования инфокоммуникационных систем и оценки качества предоставляемых на их базе услуг |
Организация материально-технического обеспечения мониторинга функционирования инфокоммуникационных систем и оценки качества предоставляемых на их базе услуг |
Анализ деятельности по мониторингу функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов за отчетный период и подготовка рекомендаций по ее совершенствованию |
Составление отчета о проделанной работе |
Анализ результатов мониторинга и контроля функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов |
B/02.6 |
6 |
Адаптация типовых методик анализа результатов контроля и мониторинга функционирования инфокоммуникационных систем и оценки качества услуг к особенностям оцениваемых систем и сервисов и еще 12 |
Заявка на обучение
|
Проведение обработки данных контроля и мониторинга обслуживаемой инфокоммуникационной системы и соответствующих сервисов |
Анализ наиболее серьезных отказов в работе инфокоммуникационных систем и (или) предоставлении услуг |
Анализ причин снижения качества функционирования данной инфокоммуникационной системы и соответствующих сервисов |
Анализ причин снижения качества услуг, предоставляемых с использованием инфокоммуникационных систем, на основе поступающих (поступивших) заявок или жалоб потребителей |
Оценка соответствия установленным нормативным требованиям, а также условиям SLA фактического уровня качества услуг, предоставляемых с использованием инфокоммуникационных систем |
Разработка предложений по обеспечению устойчивости и надежности работы инфокоммуникационных систем и предоставляемых услуг |
Подготовка аналитических отчетов, протоколов и актов по результатам данных контроля и мониторинга функционирования инфокоммуникационных систем и оценки качества услуг |
Разработка рекомендаций по поддержанию требуемого качества услуг связи, предоставляемых инфокоммуникационной системой |
Разработка предложений по совершенствованию перечня параметров, подлежащих контролю при мониторинге функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов |
Разработка предложений по совершенствованию перечня средств контроля и мониторинга для использования при измерениях на инфокоммуникационной системе и при оценке качества услуг |
Разработка нормативно-технических и методических документов по мониторингу функционирования инфокоммуникационных систем и (или) оценке качества услуг, включая контрольные карты и инструкции |
Составление отчета о проделанной работе по анализу результатов мониторинга и контроля функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов |
C |
Разработка средств контроля и мониторинга функционирования инфокоммуникационных систем и предоставляемых на их основе сервисов |
7 |
• Ведущий инженер по контролю качества инфокоммуникационных систем • Ведущий инженер по эксплуатации инфокоммуникационных систем • Ведущий специалист дежурной смены управления инфокоммуникационными системами и еще 1• Ведущий инженер по управлению качеством
|
Высшее образование - магистратура или специалитет
|
Не менее двух лет работы в области мониторинга и контроля качества функционирования инфокоммуникационных систем
|
Разработка методик контроля и мониторинга функционирования инфокоммуникационных систем и предоставляемых на их основе сервисов, включая требования к автоматизации измерений |
C/01.7 |
7 |
Формулирование целей и задач контроля и мониторинга инфокоммуникационных систем с обоснованием задач проводимых измерений и еще 14 |
Заявка на обучение
|
Формулирование целей и задач контроля и мониторинга качества услуг, предоставляемых с использованием инфокоммуникационных систем, с обоснованием задач проводимых измерений |
Определение состава объекта, подлежащего контролю и мониторингу, определение зон разграничения ответственности с учетом точек присоединения сторонних инфокоммуникационных систем |
Определение потребительских свойств услуг, предоставляемых пользователю инфокоммуникационной системой |
Выбор методов контроля и мониторинга инфокоммуникационных систем и предоставляемых на их основе сервисов, а также методов оценки значений измеряемых параметров |
Анализ влияния на результаты контроля и мониторинга особенностей функционирования инфокоммуникационной системы, используемых технологий и протоколов |
Выбор рациональных мест установки тестовых зондов и подключения тестового или измерительного оборудования (узлы сети, интерфейсы, порты) с учетом номенклатуры предоставляемых услуг, функций оборудования инфокоммуникационной системы и разграничения зон ответственности |
Выбор методов обработки данных контроля и мониторинга, методов агрегации и сопоставления результатов применительно к различным разрезам сетевой архитектуры |
Выбор методов оценки погрешностей при проведении измерений с целью обеспечения репрезентативности, точности и достоверности оценок и заключений о соответствии имеющимся требованиям |
Оценка значимости параметров и показателей, характеризующих потребительские свойства услуг, предоставляемых пользователю инфокоммуникационной системой |
Осуществление разработки отдельных методик контроля и мониторинга функционирования инфокоммуникационных систем и предоставляемых на их основе сервисов |
Разработка требований к средствам автоматизированного мониторинга и контроля функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов в соответствии с разработанными методиками |
Обоснование требований к квалификации персонала, необходимой для выполнения измерений в соответствии с различными методиками |
Разработка и согласование нормативно-технических документов, касающихся контроля и мониторинга функционирования инфокоммуникационных систем и качества предоставляемых с их использованием услуг |
Составление отчета о проделанной работе по разработке методик контроля и мониторинга функционирования инфокоммуникационных систем и предоставляемых на их основе сервисов, включая требования к автоматизации измерений |
Разработка систем мониторинга и контроля функционирования инфокоммуникационных систем и предоставляемых на их основе сервисов на базе проектных решений различных производителей |
C/02.7 |
7 |
Поиск информации, касающейся известных систем автоматизированного мониторинга и контроля функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов и еще 11 |
Заявка на обучение
|
Анализ лучших отечественных и зарубежных практик создания систем автоматизированного мониторинга и контроля функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов |
Формирование обобщенных технических требований к системам и средствам автоматизированного мониторинга и контроля функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов |
Систематизация отдельных проектных решений разных производителей систем мониторинга и контроля инфокоммуникационных систем и сервисов |
Рассмотрение отдельных проектных решений различных производителей с целью их интеграции в процедуры мониторинга и контроля для данной инфокоммуникационной системы |
Агрегирование выбранных систем автоматизированного мониторинга и контроля функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов применительно к данной инфокоммуникационной системе |
Обоснование сформированной системы автоматизированного мониторинга и контроля функционирования инфокоммуникационной системы и сервисов, включая намеченный план ее реализации |
Формирование перспективных планов развития и модернизации систем автоматизированного мониторинга и контроля функционирования данной инфокоммуникационной системы и сервисов |
Составление аналитических отчетов по состоянию и развитию мирового рынка систем автоматизированного мониторинга и контроля функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов |
Обоснование перспективных проектов по развитию и модернизации систем автоматизированного мониторинга и контроля функционирования данной инфокоммуникационной системы и сервисов |
Проведение работы по организации эксплуатации новой сформированной (разработанной) системы автоматизированного мониторинга и контроля функционирования данной инфокоммуникационной системы и сервисов |
Составление отчета о проделанной работе по разработке систем мониторинга и контроля функционирования инфокоммуникационных систем и предоставляемых на их основе сервисов на базе проектных решений различных производителей |
Организация бизнес-процессов по обеспечению качества функционирования инфокоммуникационных систем и предоставляемых на их основе сервисов |
C/03.7 |
7 |
Определение места в картах бизнес-процессов организации процедур реакции на данные мониторинга и контроля инфокоммуникационных систем и сервисов и еще 13 |
Заявка на обучение
|
Моделирование карт бизнес-процессов организации на основе ее стратегии по обеспечению качества предоставляемого сервиса |
Описание процессов мониторинга и контроля функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов организации, разработка мероприятий по их оптимизации |
Формирование бизнес-процессов по устранению сбойных ситуаций на основании данных мониторинга и контроля функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов организации |
Формирование возможных бизнес-процессов обеспечения качества функционирования инфокоммуникационных систем и предоставляемых на их основе сервисов, находящихся под управлением третьей стороны (смежные организации или аутсорсинг): организация, процедуры реализации, распределение ответственности |
Совершенствование процедур реакции на данные мониторинга и контроля функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов для повышения качества их функционирования |
Совершенствование бизнес-процессов в части, касающейся реакции на данные мониторинга и контроля инфокоммуникационных систем и соответствующих сервисов, с целью повышения качества их функционирования |
Составление документов организации по управлению бизнес-процессами в части, касающейся мониторинга инфокоммуникационных систем и сервисов |
Коммерческая оптимизация бизнес-процессов по обеспечению качества функционирования инфокоммуникационных систем и соответствующих сервисов |
Разработка перспективных моделей бизнес-процессов |
Разработка нормативных и распорядительных документов по реализации бизнес-процессов в части, касающейся мониторинга и контроля инфокоммуникационных систем и сервисов организации, с целью повышения качества их функционирования |
Проведение аудита процессов, связанных с мониторингом и контролем инфокоммуникационных систем и сервисов организации, с целью повышения качества их функционирования |
Организация и проведение сертификации системы менеджмента качества функционирования инфокоммуникационных систем и соответствующих сервисов организации |
Составление отчета о проделанной работе |