Профстандарт "01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования"

Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38993)

Функциональная карта профессионального стандарта

Обобщенные трудовые функции Возможные наименования должностей, профессий Требования к образованию и обучению Требования к опыту практической работы Трудовые функции Трудовые действия
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
A Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации 6
Преподаватель
• Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
и еще 5
Опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП A/01.6 6.1 Проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы
и еще 5
Заявка на обучение
Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО и (или) ДПП в процессе промежуточной и итоговой аттестации A/02.6 6.1 Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета, курса дисциплины (модуля) в процессе промежуточной аттестации (самостоятельно и (или) в составе комиссии)
и еще 1
Заявка на обучение
Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП A/03.6 6.2 Разработка и обновление рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) СПО, профессионального обучения и (или) ДПП
и еще 3
Заявка на обучение
B Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности 6
Мастер производственного обучения
• Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися
и еще 5
Обязателен опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися
Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и (или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих B/01.6 6.1 Формирование в учебно-производственной мастерской (на полигоне, площадке, в лаборатории, ином месте занятий) образовательно-производственной среды, разработка мероприятий по модернизации их оснащения
и еще 3
Заявка на обучение
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся B/02.6 6.1 Оценка полноты и своевременности выполнения обучающимися задания на практику и (или) результатов освоения компетенций в период прохождения практики (практического обучения)
и еще 2
Заявка на обучение
Разработка программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса B/03.6 6.2 Разработка и обновление основных программ профессионального обучения и (или) рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основных программ профессионального обучения, обеспечивающих практическую подготовку, и (или) программ практики, обеспечивающей освоение квалификации рабочего, служащего, основных профессиональных образовательных программ
и еще 3
Заявка на обучение
C Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО 6
• Преподаватель
• Мастер производственного обучения <12>
• Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат
и еще 2
Рекомендуется опыт работы преподавателем, мастером производственного обучения не менее одного года
Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам СПО C/01.6 6.1 Планирование деятельности группы (курса) с участием обучающихся, их родителей (законных представителей), сотрудников образовательной организации, в том числе планирование досуговых и социально значимых мероприятий, включения студентов группы в разнообразные социокультурные практики, профессиональную деятельность
и еще 3
Заявка на обучение
Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам СПО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии C/02.6 6.1 Организация взаимодействия членов педагогического коллектива, руководителей образовательной организации, родителей (законных представителей) при решении задач обучения, воспитания, профессионально-личностного развития студентов
и еще 4
Заявка на обучение
D Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО 6
• Доцент
• Старший преподаватель
• Преподаватель
и еще 1
• Высшее образование - бакалавриат
и еще 1
Рекомендуется опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, не менее одного года
Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам высшего образования (ВО) D/01.6 6.1 Организация планирования деятельности группы (курса): включения обучающихся группы в разнообразные социокультурные практики, профессиональную деятельность, проведение досуговых и социально значимых мероприятий
и еще 2
Заявка на обучение
Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам ВО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии D/02.6 6.1 Консультирование студентов по соблюдению их прав и предоставлению установленных им государственных гарантий, в части:- своевременности и полноты получаемых стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании;- выполнения норм предоставления учебников, учебных пособий, доступа к информационным ресурсам;- соблюдения условий, обеспечивающих охрану здоровья студентов;- соответствия предоставляемых студентам жилищных помещений в общежитиях (при их наличии) установленным санитарно-гигиеническим нормам
и еще 3
Заявка на обучение
E Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями) 6
• Преподаватель
• Мастер производственного обучения
• Методист
и еще 3
• Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование
и еще 1
Рекомендуется опыт педагогической деятельности не менее одного года
Информирование и консультирование школьников и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбора E/01.6 6.1 Планирование совместно с другими педагогическими работниками профориентационной деятельности образовательной организации
и еще 2
Заявка на обучение
Проведение практикоориентированных профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями) E/02.6 6.1 Планирование совместно с другими педагогическими работниками профориентационной деятельности образовательной организации
и еще 3
Заявка на обучение
F Организационно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированных на соответствующий уровень квалификации 6
Методист
• Высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области методической деятельности в профессиональном образовании (профессиональном обучении, ДПО)
и еще 3
• При наличии квалификации бакалавра работа преподавателем или мастером производственного обучения не менее двух лет
и еще 1
Организация и проведение изучения требований рынка труда и обучающихся к качеству СПО и (или) дополнительного профессионального образования (ДПО) и (или) профессионального обучения F/01.6 6.3 Организация разработки и (или) разработка программ и инструментария изучения количественных и качественных потребностей рынка труда в рабочих, служащих, квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена
и еще 4
Заявка на обучение
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения F/02.6 6.3 Организация разработки и обновления образовательной программы профессионального обучения и (или) СПО и (или) ДПП
и еще 3
Заявка на обучение
Мониторинг и оценка качества реализации преподавателями и мастерами производственного обучения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик F/03.6 6.3 Посещение и анализ занятий, проводимых преподавателями и мастерами производственного обучения
и еще 2
Заявка на обучение
G Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП 7
Старший методист
• Высшее образование - специалитет или магистратура, как правило, соответствующее по направленности (профилю) образовательной программе или учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
и еще 4
Работа методистом, преподавателем или мастером производственного обучения не менее двух лет
Разработка научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП G/01.7 7.3 Разработка новых подходов и методических решений в области проектирования и реализации программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП
и еще 4
Заявка на обучение
Рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП G/02.7 7.3 Анализ научно-методических и учебно-методических материалов
и еще 1
Заявка на обучение
H Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации <3> 7
• Старший преподаватель
• Преподаватель
• Ассистент
• Высшее образование - специалитет или магистратура, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)
и еще 3
• При несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) - опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)
и еще 4
Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) или проведение отдельных видов учебных занятий по программам бакалавриата и (или) ДПП H/01.6 6.2 Проведение учебных занятий по программам бакалавриата и ДПП
и еще 3
Заявка на обучение
Организация научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и (или) ДПП под руководством специалиста более высокой квалификации H/02.6 6.2 Определение под руководством специалиста более высокой квалификации содержания и требований к результатам исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и (или) ДПП на основе изучения тенденций развития соответствующей области научного знания, запросов рынка труда, образовательных потребностей и возможностей обучающихся по программам бакалавриата и (или) ДПП
и еще 2
Заявка на обучение
Профессиональная поддержка ассистентов и преподавателей, контроль качества проводимых ими учебных занятий <4> H/03.7 7.1 Организация и проведение консультаций для ассистентов и преподавателей
и еще 1
Заявка на обучение
Разработка под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и (или) ДПП H/04.7 7.1 Разработка и обновление (под руководством специалиста более высокого уровня квалификации) рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата и (или) ДПП
и еще 3
Заявка на обучение
I Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации <5> 8
Доцент
• Высшее образование - специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)
и еще 3
• При несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) - опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)
и еще 3
Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП I/01.7 7.2 Проведение учебных занятий по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП
и еще 5
Заявка на обучение
Профессиональная поддержка специалистов, участвующих в реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей), организации учебно-профессиональной, исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам ВО и (или) ДПП I/02.7 7.3 Руководство разработкой учебно-методического обеспечения курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей)
и еще 1
Заявка на обучение
Руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП I/03.7 7.2 Научно-методическое и консультационное сопровождение процесса и результатов исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам ВО и (или) ДПП, в том числе подготовки выпускной квалификационной работы
и еще 4
Заявка на обучение
Разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП I/04.8 8.1 Разработка (самостоятельно и (или) в группе под руководством специалиста более высокого уровня квалификации) новых подходов и методических решений в области преподавания учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП
и еще 5
Заявка на обучение
J Преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации 8
Профессор
• Высшее образование - специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)
и еще 3
• При несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) - опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися, или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)
и еще 4
Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам подготовки кадров высшей квалификации и (или) ДПП J/01.7 7.3 Проведение учебных занятий по программам подготовки кадров высшей квалификации и ДПП
и еще 5
Заявка на обучение
Руководство группой специалистов, участвующих в реализации образовательных программ ВО и (или) ДПП J/02.8 8.2 Руководство разработкой новых подходов к преподаванию и технологий преподавания учебных курсов, дисциплин (модулей) программ всех уровней ВО и ДПП
и еще 6
Заявка на обучение
Руководство подготовкой аспирантов (адъюнктов) по индивидуальному учебному плану J/03.8 8.2 Проектирование основной образовательной программы подготовки в аспирантуре (адъюнктуре) в составе группы разработчиков
и еще 7
Заявка на обучение
Руководство клинической (лечебно-диагностической) подготовкой ординаторов J/04.8 8.2 Проектирование основной образовательной программы подготовки в ординатуре в составе группы разработчиков
и еще 8
Заявка на обучение
Руководство подготовкой ассистентов-стажеров по индивидуальному учебному плану J/05.8 8.2 Проектирование основной образовательной программы ассистентуры-стажировки в составе группы разработчиков
и еще 7
Заявка на обучение
Разработка научно-методического обеспечения реализации программ подготовки кадров высшей квалификации и (или) ДПП J/06.8 8.3 Разработка новых подходов к преподаванию и технологии преподавания учебных курсов, дисциплин (модулей) программ подготовки кадров высшей квалификации и ДПП по соответствующим направлениям подготовки, специальностям и (или) видам профессиональной деятельности, определение условий их внедрения
и еще 4
Заявка на обучение