Приказ Минтруда России от 30.01.2023 N 53н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2023 N 72520)
Обобщенные трудовые функции |
Возможные наименования должностей, профессий |
Требования к образованию и обучению |
Требования к опыту практической работы |
Трудовые функции |
Трудовые действия |
|
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
A |
Организация воспитательной деятельности в образовательной организации во взаимодействии с детскими и молодежными общественными объединениями |
6 |
Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями <3>
|
• Высшее образование в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки "Образование и педагогические науки" и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности, в том числе с получением его после трудоустройстваили и еще 1• Высшее образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности
|
• Не менее одного года работы с детьми и молодежью при наличии высшего образования в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки "Образование и педагогические науки"или и еще 1• Не менее двух лет работы с детьми и молодежью при наличии высшего образования
|
Организация воспитательной деятельности в образовательной организации |
A/01.6 |
6 |
Сбор, анализ информации и подготовка предложений по разработке стратегии развития системы воспитания образовательной организации и еще 14 |
Заявка на обучение
|
Подготовка предложений по разработке и корректировке основных образовательных программ (рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования (далее соответственно - РПВ и КПВР)) |
Участие в разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию воспитательной работы в образовательной организации |
Подготовка мероприятий по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов обучающихся, направленных на самоопределение, саморазвитие, самореализацию, самообразование и профессиональную ориентацию, согласно возрастным особенностям, потребностям и интересам |
Участие в разработке рекомендаций по социализации обучающихся и индивидуализации обучения на основе воспитания обучающихся в соответствии с духовно-нравственными, социокультурными ценностями и принятыми в российском обществе правилами поведения с учетом культурного, этнического и языкового многообразия |
Содействие в функционировании системы ученического самоуправления, стимулирование развития новых форм ученического самоуправления |
Участие в разработке предложений по организации структур, деятельность которых направлена на воспитание обучающихся образовательной организации и на формирование их личности |
Участие в разработке рекомендаций по ранней профилактике негативных явлений в детско-юношеской среде образовательной организации |
Выбор во взаимодействии с руководством образовательной организации и педагогическим коллективом форм воспитания, в том числе с целью укрепления гражданско-патриотической позиции обучающихся |
Участие в разработке планов и программ организации мероприятий, направленных на профилактику асоциального и деструктивного поведения обучающихся, а также мероприятий по поддержке обучающихся, находящихся в сложной жизненной ситуации |
Консультирование участников образовательных отношений по вопросам воспитания с использованием современных информационных технологий |
Участие в разработке социально значимых детско-юношеских/детско-взрослых проектов |
Вовлечение обучающихся в социально значимые детско-юношеские/детско-взрослые проекты |
Организационно-педагогическое и методическое сопровождение реализации новых социально значимых проектов обучающихся образовательной организации |
Организация мероприятий, в том числе в рамках проектной и конкурсной деятельности, стимулирующих достижения обучающихся в различных сферах деятельности, интерес к научной деятельности и волонтерскому движению |
Организация взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями |
A/02.6 |
6 |
Организация взаимодействия участников образовательных отношений для накопления обучающимися социального опыта, опыта межнациональных отношений, формирования ценностных ориентаций и их самореализации и еще 7 |
Заявка на обучение
|
Организация сотрудничества образовательной организации с общероссийскими общественно-государственными детско-юношескими организациями, общественными объединениями, имеющими патриотическую, культурную, спортивную, туристско-краеведческую, образовательно-просветительную, общеразвивающую и благотворительную направленность |
Организация взаимодействия образовательной организации с образовательными организациями, в том числе в рамках сетевого взаимодействия |
Обеспечение взаимодействия образовательной организации с местным бизнес-сообществом и социальными партнерами, в том числе по вопросам профессиональной ориентации обучающихся, по организации проектной деятельности |
Информирование участников образовательных отношений о деятельности детских и молодежных общественных объединений и их значимости для формирования личности обучающихся |
Информирование участников образовательных отношений о проведении всероссийских, региональных, муниципальных, школьных мероприятий для обучающихся, в том числе мероприятий в сфере молодежной политики |
Формирование событийного пространства образовательной организации |
Оценка эффективности взаимодействия участников образовательных отношений с социальными партнерами |
B |
Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации |
6 |
Социальный педагог
|
• Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки"или и еще 1• Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства
|
-
|
Планирование мер социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации |
B/01.6 |
6 |
Анализ жизненных ситуаций обучающихся и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Разработка мер социально-педагогической поддержки обучающихся |
Проектирование программ формирования у обучающихся социальной компетентности, социокультурного опыта |
Разработка мер социально-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации |
Разработка мер профилактики социальных девиаций среди обучающихся |
Планирование совместной деятельности с институтами социализации в целях обеспечения позитивной социализации обучающихся |
Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации |
B/02.6 |
6 |
Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе образования и еще 6 |
Заявка на обучение
|
Реализация культурно-просветительных программ и мероприятий по формированию у обучающихся социальной компетентности и позитивного социального опыта |
Организация социально-педагогической поддержки обучающихся, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации |
Профилактическая работа с обучающимися группы социального риска |
Организация социальной реабилитации обучающихся, проявлявших девиантное поведение |
Обеспечение досуговой занятости обучающихся |
Организация совместной деятельности с социальными институтами в целях позитивной социализации обучающихся |
Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся |
B/03.6 |
6 |
Разработка методических материалов для реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке обучающихся и еще 4 |
Заявка на обучение
|
Разработка методических материалов для консультирования обучающихся по построению социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям |
Осуществление методического сопровождения деятельности педагогов по развитию у родителей (законных представителей) социально-педагогической компетентности |
Организационно-методическое сопровождение совместной деятельности с институтами социализации по социально-педагогической поддержке обучающихся |
Организация и методическое обеспечение мониторинга деятельности по социально-педагогической поддержке обучающихся |
C |
Организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации |
6 |
Старший вожатый
|
• Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки"или и еще 1• Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства
|
-
|
Оказание обучающимся педагогической поддержки в создании общественных объединений |
C/01.6 |
6 |
Организация участия обучающихся в проектировании содержания совместной деятельности по основным направлениям воспитания и еще 4 |
Заявка на обучение
|
Организация участия педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании содержания совместной деятельности |
Педагогическое стимулирование детских социальных инициатив |
Определение педагогических средств развития самоуправления обучающихся совместно с субъектами воспитания |
Организационно-педагогическая поддержка самоорганизации обучающихся, их инициатив по созданию общественных объединений в форме консультирования, делегирования функций, обучающих занятий, создания педагогических ситуаций, пошаговых инструкций, сотрудничества |
Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений |
C/02.6 |
6 |
Организация совместной деятельности детей и взрослых, ориентированной на достижение результатов гражданского, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, интеллектуального и физического воспитания и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Педагогическая поддержка обучающихся в реализации программ деятельности общественных объединений |
Организация работы органов самоуправления обучающихся |
Организация творческих занятий и мероприятий по развитию у обучающихся лидерского потенциала, организаторских способностей |
Психолого-педагогическая поддержка социальных инициатив обучающихся |
Проведение коллективных творческих, массовых мероприятий |
Развитие самоуправления обучающихся на основе социального партнерства социальных институтов |
C/03.6 |
6 |
Развитие форм и способов взаимодействия субъектов воспитания на основе самоуправления в образовательной организации и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Развитие форм и способов взаимодействия детских объединений с институтами социализации |
Организация партнерства социальных институтов с целью поддержки детских социальных инициатив |
Привлечение к работе с детскими общественными объединениями родителей (законных представителей), специалистов разного профиля, волонтеров |
Педагогическая поддержка совместной деятельности детских общественных объединений с институтами социализации |
Мониторинг и анализ результатов совместной деятельности институтов социализации по поддержке детских инициатив, общественных объединений |
D |
Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса |
6 |
Педагог-организатор
|
• Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки"или и еще 1• Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства
|
-
|
Организационно-педагогическое обеспечение проектирования и реализации программ воспитания |
D/01.6 |
6 |
Изучение особенностей, интересов и потребностей обучающихся и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Проектирование содержания воспитательной работы в образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС |
Организационно-педагогическое обеспечение участия детей и взрослых в проектировании РПВ |
Вовлечение обучающихся в творческую деятельность по основным направлениям воспитания |
Организационно-педагогическое обеспечение воспитательной работы педагогов |
Анализ результатов реализации ФРПВ, РПВ |
Организация работы по направлениям внеурочной деятельности |
D/02.6 |
6 |
Разработка программ внеурочной деятельности по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному и еще 3 |
Заявка на обучение
|
Реализация программ внеурочной деятельности по направлениям развития личности |
Организация мероприятий в соответствии с программами внеурочной деятельности |
Педагогическое сопровождение мероприятий в соответствии с программами внеурочной деятельности |
Организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности |
D/03.6 |
6 |
Поиск и отбор актуальных информационно-методических материалов для осуществления воспитательной работы и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Разработка информационно-методических материалов по основным направлениям воспитательной работы |
Консультирование педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательной работы, досуговой деятельности обучающихся |
Организационно-методическое обеспечение взаимодействия образовательной организации с семьей по вопросам воспитания |
Организационно-методическое сопровождение досуговых мероприятий |
Организационно-методическое обеспечение проведения педагогической диагностики и анализа результатов воспитательной работы |
E |
Воспитательная работа с группой обучающихся |
6 |
• Воспитатель • Старший воспитатель(кроме воспитателя, старшего воспитателя в дошкольной образовательной организации)
|
• Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки"или и еще 1• Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства
|
Не менее двух лет в должности воспитателя - для старшего воспитателя
|
Планирование воспитательной работы с группой обучающихся |
E/01.6 |
6 |
Изучение личностных особенностей, склонностей, интересов обучающихся и динамики воспитательного процесса в группе обучающихся и еще 4 |
Заявка на обучение
|
Разработка плана воспитательной работы с группой обучающихся |
Разработка мер по развитию самоуправления в группе обучающихся |
Приобщение обучающихся к проектированию совместной социально и личностно значимой деятельности |
Оказание консультационной поддержки обучающимся в проектировании индивидуального маршрута в коллективной деятельности |
Организация социально и личностно значимой деятельности группы обучающихся |
E/02.6 |
6 |
Реализация мер по формированию микросреды и психологического климата, благоприятных для каждого обучающегося и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Организация деятельности обучающихся в целях их гражданско-патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, интеллектуального и физического воспитания |
Поддержка обучающихся в адаптации к новым жизненным ситуациям в различных социальных условиях |
Проведение с группой обучающихся мероприятий, экскурсий, направленных на формирование социальной компетентности |
Ознакомление обучающихся с возможностями получения дополнительного образования и организации досуга в образовательных организациях и вне их |
Оказание педагогической поддержки обучающимся в реализации ими индивидуального маршрута и в жизненном самоопределении |
Организационно-методическое обеспечение воспитательного процесса в группе обучающихся |
E/03.6 |
6 |
Координация и консультационная поддержка взаимодействия педагогов с группой обучающихся и еще 4 |
Заявка на обучение
|
Организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности педагогов с группой обучающихся |
Организационно-методическое обеспечение досуговых мероприятий, экскурсий, праздников с группой обучающихся |
Организационно-методическая поддержка самоуправления, самодеятельности обучающихся, реализации их социальных инициатив |
Взаимодействие с родителями обучающихся, оказание консультационной помощи родителям |
F |
Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации |
6 |
Педагог-библиотекарь
|
• Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки"или и еще 1• Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства
|
-
|
Информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательного процесса |
F/01.6 |
6 |
Формирование и пополнение библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами образовательной организации и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Создание развивающего и комфортного книжного пространства в библиотеке образовательной организации |
Справочно-библиографическое обслуживание обучающихся и работников образовательной организации |
Информационно-библиографическая деятельность, обеспечение свободного доступа к библиотечным ресурсам |
Контроль поступления новых документов в библиотечный фонд |
Обеспечение связи с библиотеками, организация межбиблиотечного обмена |
Проведение мероприятий по воспитанию у обучающихся информационной культуры |
F/02.6 |
6 |
Проектирование и реализация социально-педагогических программ воспитания у обучающихся информационной культуры и еще 4 |
Заявка на обучение
|
Консультирование обучающихся по работе с библиотечными каталогами и справочными изданиями, по информационной деятельности |
Информационно-методическая поддержка реализации образовательных программ и ФРПВ, РПВ |
Проведение занятий по формированию сознательного и ответственного информационного поведения обучающихся |
Реализация мероприятий по обеспечению информационной безопасности обучающихся в образовательной организации |
Организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению |
F/03.6 |
6 |
Проведение мероприятий по формированию у обучающихся интереса к чтению и еще 4 |
Заявка на обучение
|
Осуществление информационно-методической поддержки воспитательной деятельности по формированию у обучающихся уважения к родному языку, развитию культуры речи |
Организация выставок книг в образовательной организации с участием обучающихся в презентации изданий, литературных произведений |
Осуществление взаимодействия с семьей с целью педагогической поддержки семейного чтения |
Педагогическая поддержка детского литературного творчества |
G |
Тьюторское сопровождение обучающихся |
6 |
Тьютор
|
• Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки"или и еще 1• Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства
|
-
|
Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов |
G/01.6 |
6 |
Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в образовательной деятельности и еще 6 |
Заявка на обучение
|
Организация участия обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов |
Педагогическое сопровождение обучающихся в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов |
Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса |
Педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов |
Организация участия родителей (законных представителей) обучающихся в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов |
Работа по реализации адаптивных образовательных программ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с трудовыми обязанностями |
Организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов |
G/02.6 |
6 |
Проектирование открытой вариативной образовательной среды образовательной организации и еще 3 |
Заявка на обучение
|
Повышение доступности образовательных ресурсов для освоения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов |
Проектирование адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью |
Координация взаимодействия участников образовательных отношений с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам |
Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов |
G/03.6 |
6 |
Разработка и подбор методических средств для разработки и реализации обучающимся индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов и еще 4 |
Заявка на обучение
|
Разработка и подбор методических средств для формирования образовательной среды |
Разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью |
Методическое обеспечение взаимодействия участников образовательных отношений в целях индивидуализации образовательного процесса |
Подбор и разработка методических средств анализа результатов тьюторского сопровождения |