Тенденции развития дополнительного профессионального образования в России

В последние годы в связи с существенным упрощением процедур лицензирования образовательной деятельности наметились следующие тенденции развития дополнительного профессионального образования в России:
1) значительное увеличение числа организаций, получивших право не только осуществлять дополнительное профессиональное образование, но и выдавать документы об образовании государственного образца. Сегодня такое право имеют не только некоммерческие организации, специализирующиеся только на обучении в соответствии с уставными документами, но и любые коммерческие организации;
2) рост количества лицензированных учебных программ, образовательных курсов, оперативно создаваемых под нужды любых категорий учащихся.
Упрощение порядка получения права на образовательную деятельность отражается не только на резком росте числа учебных центров, но и конкуренции между ними. Вновь создаваемые учебные центры, стремясь заполучить слушателей своих курсов, стараются максимально ближе приблизиться к клиенту. Клиентоцентрированность в небольших учебных центрах реализуется по шести основным направлениям:
1) максимально быстрая обработка заявок на обучение. Для сравнения: если вы напишите на емэйл крупного вуза вопрос типа «Подскажите, у вас есть дистанционный курс «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в объёме 260 часов, то велика вероятность того, что вам не ответят на ваш вопрос. А если Вы зададите такой же вопрос на сайте небольшого центра дистанционного обучения, то Вам ответят в течение часа, а то и нескольких минут. Более того, Вам молниеносно предоставят всю необходимую информацию и даже заполнят за вас договор и другие документы. Чем крупнее учебное заведение, тем, как правило, оно медленнее реагирует на все обращения, а онлайн-служба у них обычно отсутствует;
2) максимально быстрая организация учебных занятий по программам дополнительного профессионального образования. В классических вузах учебные занятия идут строго по графику, и пока не наступит плановая календарная дата, занятия не начнутся. В небольшом учебном центре предусмотрено индивидуальный график обучения, поэтому Вы сможете приступить к началу обучения уже на следующий день после оплаты;
3) гибкие цены, вплоть до демпинговых. В крупных вузах велики организационно-административные издержки, преподаватели редко получают более 25% от сборов с учащихся. В небольших фирмах, предоставляющих услуги по обучению, преподаванием нередко занимаются сами сотрудники (а не наёмные и приглашённые преподаватели), поэтому стоимость обучения они могут снижать в 4 и более раз;
4) обучение может проводиться в небольших группах, нередко индивидуально. По причине меньших затрат небольшие учебные центры способны проводить обучение как в небольших группах, так и индивидуально;
5) существенное упрощение учебных программ, особенно процедур тестирования, аттестации слушателей. Классические образовательные учреждения словно нарочно заморачивают свои учебные программы и особенно процедуру итоговой аттестации, порой превращая учебный процесс в каторгу. Так, некоторые вузы обязывают слушателей писать оригинальные курсовые работы с уникальностью от 70% по системе TXT. Специализированные же учебные центры, наоборот, готовы упростить итоговую аттестацию до полной «халявы», но в рамках законодательства;
6) готовность проводить обучение с учетом всех пожеланий заказчика, как по программе обучения, так и чисто организационным вопросам. Крупные вузы не будут не только заморачиваться пожеланиями отдельных заказчиков, они почти всегда нарушают все права учащихся на выбор учебных программ.
Новые учебные заведения, используя свои преимущества, постепенно будут отнимать клиентов у университетов и институтов, пока наконец не принудят последних приблизиться к людям, либо отказаться от курсов дополнительного профессионального образования.
Далее учебные центры, созданные для дополнительного профессионального образования, будут пытаться отобрать у школ, училищ, техников, институтов и университетов курсы основного образования. С этой целью они будут укрупняться, создавать новые учебные центры, получать лицензии на основное образование.
Новый виток конкуренции в конечном итоге захлестнет все уровни образования в России. В результате, вероятно через пару десятков лет, образование в нашей стране может полностью измениться. Привычная для сегодняшних дней командно-административная система образования, лишь декларирующая принципы гуманизма, станет наконец полностью рыночной и работающей на клиента.