19.01.2018
Счетная палата приветствует перемены, связанные с электронизацией процедур закупок. Такое заявление в рамках экспертной дискуссии «Эффективность государственных закупок: цена vs качество» Гайдаровского форума сделала директор Департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области оборота федерального имущества, средств резервных фондов федерального бюджета и комплексного анализа эффективности функционирования контрактной системы Счетной палаты РФ Наталья Бочарова. «Сколько мы ни проводим проверок, мы всегда видим, что факты «заточки» закупок под своего поставщика имеют место быть. И мне кажется, что именно электронизация закупок позволит эти факты избежать или, по крайней мере, снизить их количество. Действительно сделать закупки процедурой честной и доступной для всех, кто может обеспечить поставку товаров или оказание тех или иных услуг», - заявила она.
В тоже время новые изменения 223-ФЗ не решили ряд «острых» вопросов. Так, если в 44-ФЗ есть запрет на работу с поставщиками, зарегистрированными в оффшорных зонах, то 223-ФЗ такого ограничения нет. «Наверное, стоит все-таки об этом подумать, потому что большой объем закупок осуществляется именно компаниями с государственным участием», - добавила Наталья Бочарова.
В 223-ФЗ нет необходимости обосновывать НМЦК, что не способствует эффективному использованию средств. При этом в отдельных случаях компании с государственным участием получают финансовую поддержку из федерального бюджета, в том числе на программы развития, инвестиционную деятельность и осуществление неэффективных закупок может приводить к сокращению прибыли, часть которой в виде дивидендов подлежит перечислению в бюджет, уменьшая тем самым доходную часть бюджета.
По словам представителя Счетной палаты, 223-ФЗ не содержит запрета на конфликт интересов. «Когда мы смотрим закупки, которые осуществляют компании с госучастием, мы, как правило, видим «матрешку». Что я подразумеваю под этим? Когда компания покупает у своей дочки, дочка покупает у своей дочки. И где-то на конечном этапе этой пищевой цепочки - уже внучатая племянница компании с госучастием, которая объявила эту закупку», - пояснила Наталья Бочарова.
Общая проблема 223-ФЗ и 44-ФЗ – возможность использования посреднических схем. При их использовании поставщики никаких работ своими силами не выполняют, а заключают, в свою очередь, субподрядные договоры, в том числе с дочерними или зависимыми организациями на неконкурентной основе. В результате образуется посредническая схема, на каждом этапе которой часть средств на закупку остается у посредников.
Счетная палата провела проверку, как закупаются органами власти научно-исследовательские работы. Оказалось, что закупки научно-исследовательских работ можно осуществлять у любой организации. «Любая компания может выйти на рынок, не готовая к этому по своему кадровому потенциалу. А дальше ищет того, кто будет реально это исполнять», - отметила Наталья Бочарова.
Кроме того, проверки Счетной палаты показали, что в отдельных случаях под видом НИРов закупались ИТ-услуги, что позволило госзаказчикам избежать предусмотренного постановлением Правительства согласования своих планов информатизации с Минкомсвязи, а поставщику сэкономить на уплате налогов, поскольку НИРы не облагаются НДС.
Отдельно Наталья Бочарова остановилась на привлечении к подготовке закупок спецорганизаций, которое допускается в рамках 44-ФЗ. В завуалированной форме в госконтрактах ряд организаций оказывали услуги спецорганизаций – определяли начальную (максимальную) цену, подготавливали конкурсную документацию, - в последующем участвуя в этих торгах и выигрывая их. «Мы нашли таких 16 случаев, проверяя всего три госзазчика. Цена вопроса 850 млн рублей», - резюмировала представитель Счетной палаты. Теперь с фактами, выявленными контрольным органом, будет разбираться ФАС.
Отдельно в ходе дискуссии были отмечены такие важные вопросы как сложность законодательства о госзакупках (с момента принятия 44-ФЗ в него внесено 46 изменений, в его развитие принято и действует более 100 подзаконных актов, и это не предел) и целесообразность установления системы стимулирования контрактных управляющих, решение которых могло бы снизить количество нарушений и повысить эффективность расходов на закупки.
Источник: Счетная палата РФ.
Счетная палата приветствует перемены, связанные с электронизацией процедур закупок. Такое заявление в рамках экспертной дискуссии «Эффективность государственных закупок: цена vs качество» Гайдаровского форума сделала директор Департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области оборота федерального имущества, средств резервных фондов федерального бюджета и комплексного анализа эффективности функционирования контрактной системы Счетной палаты РФ Наталья Бочарова. «Сколько мы ни проводим проверок, мы всегда видим, что факты «заточки» закупок под своего поставщика имеют место быть. И мне кажется, что именно электронизация закупок позволит эти факты избежать или, по крайней мере, снизить их количество. Действительно сделать закупки процедурой честной и доступной для всех, кто может обеспечить поставку товаров или оказание тех или иных услуг», - заявила она.
В тоже время новые изменения 223-ФЗ не решили ряд «острых» вопросов. Так, если в 44-ФЗ есть запрет на работу с поставщиками, зарегистрированными в оффшорных зонах, то 223-ФЗ такого ограничения нет. «Наверное, стоит все-таки об этом подумать, потому что большой объем закупок осуществляется именно компаниями с государственным участием», - добавила Наталья Бочарова.
В 223-ФЗ нет необходимости обосновывать НМЦК, что не способствует эффективному использованию средств. При этом в отдельных случаях компании с государственным участием получают финансовую поддержку из федерального бюджета, в том числе на программы развития, инвестиционную деятельность и осуществление неэффективных закупок может приводить к сокращению прибыли, часть которой в виде дивидендов подлежит перечислению в бюджет, уменьшая тем самым доходную часть бюджета.
По словам представителя Счетной палаты, 223-ФЗ не содержит запрета на конфликт интересов. «Когда мы смотрим закупки, которые осуществляют компании с госучастием, мы, как правило, видим «матрешку». Что я подразумеваю под этим? Когда компания покупает у своей дочки, дочка покупает у своей дочки. И где-то на конечном этапе этой пищевой цепочки - уже внучатая племянница компании с госучастием, которая объявила эту закупку», - пояснила Наталья Бочарова.
Общая проблема 223-ФЗ и 44-ФЗ – возможность использования посреднических схем. При их использовании поставщики никаких работ своими силами не выполняют, а заключают, в свою очередь, субподрядные договоры, в том числе с дочерними или зависимыми организациями на неконкурентной основе. В результате образуется посредническая схема, на каждом этапе которой часть средств на закупку остается у посредников.
Счетная палата провела проверку, как закупаются органами власти научно-исследовательские работы. Оказалось, что закупки научно-исследовательских работ можно осуществлять у любой организации. «Любая компания может выйти на рынок, не готовая к этому по своему кадровому потенциалу. А дальше ищет того, кто будет реально это исполнять», - отметила Наталья Бочарова.
Кроме того, проверки Счетной палаты показали, что в отдельных случаях под видом НИРов закупались ИТ-услуги, что позволило госзаказчикам избежать предусмотренного постановлением Правительства согласования своих планов информатизации с Минкомсвязи, а поставщику сэкономить на уплате налогов, поскольку НИРы не облагаются НДС.
Отдельно Наталья Бочарова остановилась на привлечении к подготовке закупок спецорганизаций, которое допускается в рамках 44-ФЗ. В завуалированной форме в госконтрактах ряд организаций оказывали услуги спецорганизаций – определяли начальную (максимальную) цену, подготавливали конкурсную документацию, - в последующем участвуя в этих торгах и выигрывая их. «Мы нашли таких 16 случаев, проверяя всего три госзазчика. Цена вопроса 850 млн рублей», - резюмировала представитель Счетной палаты. Теперь с фактами, выявленными контрольным органом, будет разбираться ФАС.
Отдельно в ходе дискуссии были отмечены такие важные вопросы как сложность законодательства о госзакупках (с момента принятия 44-ФЗ в него внесено 46 изменений, в его развитие принято и действует более 100 подзаконных актов, и это не предел) и целесообразность установления системы стимулирования контрактных управляющих, решение которых могло бы снизить количество нарушений и повысить эффективность расходов на закупки.
Источник: Счетная палата РФ.