Нововведения в закупках, проводимых по 44-ФЗ / 223-ФЗ, на 10 июня 2017 г.

Разъяснения Минэкономразвития в сфере госзакупок март-июнь 2017
 
В письме Минэкономразвития России от 21.03.2017 № Д28и-1347 со ссылкой на положения Закона № 44-ФЗ и нормы ГК РФ дано разъяснение о том, что государственный (муниципальный) заказчик вправе в контракте приравнять аванс к коммерческому кредиту.
 
В письме Минэкономразвития России от 31.03.2017 № ОГ-Д28-4011 со ссылкой на положения Закона № 44-ФЗ и нормы БК РФ подтвердило ранее неоднократно даваемое разъяснение о том, что государственные (муниципальные) контракты пролонгировать нельзя путём принятия к нему дополнительного соглашения.
 
В письме Минэкономразвития России от 07.04.2017 № Д28и-1516 обоснована позиция, запрещающая предъявление доптребований к подрядчикам текущего ремонта, поскольку тот не принадлежит к числу строительных работ.
 
В письме Минэкономразвития России от 10.04.2017 № Д28и-1627 выражено мнение о праве госзаказчика отклонять заявки, если те не заполнены строго по инструкции, входящей в конкурсную документацию.
 
В письме Минэкономразвития России от 20.04.2017 № Д28и-1623 сделан вывод о том, что документация о государственной (муниципальной) закупке должна содержать всю проектную документацию.
 
Разъяснения ФАС и ВС РФ в сфере госзакупок за март-июнь 2017
 
В письме ФАС России от 20.03.2017 № РП/17453/17 сообщается о том, что госзаказчики вправе включать в контракты условия о начале исполнения контрагентами своих обязательств лишь после доведения лимитов бюджетных обязательств. Мнение обосновано тем, что заключение контракта при отсутствии лимитов бюджетных обязательств способствует несвоевременной оплате по нему и влечет расходы бюджетных средств на уплату неустойки.
 
В письме ФАС России от 04.04.2017 № РП/21859/17 дано разъяснение о запрете государственного (муниципального) заказчика требовать от участников закупки стройработ, если НМЦК больше 10 млн.руб., наличия опыта работ по текущему ремонту, поскольку такое требование противоречит нормам Закона № 44-ФЗ.
 
В определении Верховного Суда РФ от 25.04.2017 № 302-ЭС16-16957 пояснил, что предусмотренный Законом № 44-ФЗ срок оплаты контрактов с СМП и СОНКО применяется, когда закупочная документация ограничен круг участников закупки лишь СМП и СОНКО.
Этот срок составляет для контрактов, заключённых:
- до 31 апреля - 30 дней,
- с 1 мая - 15 рабочих дней, при этом контракты с остальными категориями участников закупок следует оплачивать в срок не более 30 дней. Данные положения соответствуют нововведениям в Закон № 44-ФЗ, введённым Федеральным законом от 01.05.2017 № 83-ФЗ.
 
В определении ВС РФ от 02.05.2017 № 305-ЭС16-20341 экономической коллегией подтверждено право заказчика предъявлять повышенные требования к сроку банковской гарантии
 
Новое в законодательстве о госзакупках за март-июнь 2017
 
Вступившими с 1 мая поправками в Закон № 44-ФЗ закреплена обязанность у заказчиков оплачивать госконтракты в срок, не превышающий 30 дней, которые отсчитываются с даты подписания заказчиком документа о приёмке Срок оплаты госконтрактов с СМП и СОНКО не должен превышать 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приёмке.
Исключения могут быть предусмотрены Правительством РФ в целях повышения обороноспособности и безопасности страны.
 
Указом Президента РФ от 31.05.2017 № 244 и Постановлением Правительства РФ от 02.06.2017 № 672 сняты запреты на участие в закупках турецкий организаций. Отныне госзаказчикам не разрешается прописывать в закупочной документации пункты, ограничивающие закупки у турецких фирм. Вносить изменения в закупочную документацию, содержащую подобные ограничения и размещённую в ЕИС до 31 мая, необязательно.
 
 
Изменения в сфере корпоративных закупок по 223-ФЗ март-июнь 2017
 
В письме Минэкономразвития России от 02.03.2017 № ОГ-Д28-2625 разъяснено право заказчика по Закону № 223-ФЗ самостоятельно устанавливать в положении о закупке допустимость поставки аналогичных товаров
 
В письме Минэкономразвития России от 09.03.2017 № Д28и-1350 разъяснена обязанность унитарного заказчика отразить в реестре договоров изменения в договорах, заключённых до перехода на закупки по 44-ФЗ.
 
В письме Минэкономразвития России от 10.03.2017 № Д28и-1327 ведомство пояснило, что унитарные заказчики не вправе учитывать в совокупном годовом объёме закупок кредиторскую задолженность по оплате договоров, заключённых по Закону № 223-ФЗ.
 
В письме Минэкономразвития России от 13.03.2017 № ОГ-Д28-2628 сделан вывод о том, что унитарные заказчики не обязаны ежегодно утверждать положение о закупке, хотя и вправе его изменять.
 
В определении Верховного суда РФ от 11.04.2017 № 304-КГ16-17592 право ФАС рассматривать жалобы о фактах нарушений процедур закупки ограничено закрытым перечнем, который приведён в ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. Если ни одно из положений этой нормы Закона № 223-ФЗ не нарушено, то участник закупки вправе обратиться лишь в суд.
 
В Обзоре судебной практики ВС РФ № 2 (2017), утверждённом 26.04.2017 Президиумом ВС РФ, отмечено, что заказчик, работающий по Закону № 223-ФЗ, вправе в судебном порядке понудить исполнителя предоставить банковскую гарантию, а также взыскивать неустойку.
 
Согласно нововведениям постановления Правительства РФ от 20.05.2017 № 608, вступившего в силу 07.06.2017, заказчики, закупающие товары по Закону № 223-ФЗ, обязаны делать годовой отчёт о закупке товаров, работ, услуг у субъектов СМП с 1 января 2018 г. по новой форме. Новая форма содержит больше сведений, чем прежняя.
С 1 июля 2017 г. обязанность проводить закупки среди субъектов СМП появится у хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, годовой объём выручки которых от продажи продукции превышает 500 млн руб. При этом такие заказчики не должны быть субъектами СМП.