Минфин РФ определил требования к электронным площадкам, работающим по 44-ФЗ

27.03.2018
Минфин РФ определил требования к электронным торговым площадкам (ЭТП), работающим в соответствии с законом «О контрактной системе» (44-ФЗ), сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с ситуацией.
По словам источника, рабочая группа при Минфине подготовила финальную версию названных требований.
Так, в число требований к ЭТП включено обеспечение информационной безопасности на уровне К2 (обработка конфиденциальной информации), защита персональных данных по 2-му классу.
Помимо технических требований к ЭТП, в случае принятия этой версии документа, будут предъявляться и финансовые. В их числе размер уставного капитала (100 млн рублей) и финансовое обеспечение деятельности площадки (размещение на специальном счете Федерального казначейства суммы в размере 100 млн рублей собственных средств и 400 млн рублей в виде банковских гарантий).
Еще одно требование к ЭТП предусматривает, что площадки, работающие по 44-ФЗ, должны обрабатывать не менее 10% опубликованных извещений (по объему) госзаказчиков (включая извещения о приватизации госимущества), госкомпаний и унитарных предприятий (речь идет о спецторгах для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые проводятся в соответствии с требованиями 44-ФЗ). По словам источника, предполагается, что ЭТП, которая не сможет выполнить это требование, автоматически будет исключена из числа площадок, аккредитованных для проведения закупок по 44-ФЗ.
Предполагается, что перечисленные требования смогут выполнять от трех до десяти ЭТП.
«В настоящее время ведется работа по подготовке итогового проекта акта по требованиям к ЭТП, - прокомментировали «Интерфаксу» в пресс-службе Минфина информацию о подготовке финальной версии требований. - Подготовленный проект будет размещен на сайте regulation.gov.ru».
В настоящее время закупки в рамках 44-ФЗ могут организовывать шесть ЭТП. При этом пять из них были аккредитованы на проведение таких закупок в 2009 году. С ними (ЕЭТП, «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы» и ГУП «Агентство по госзаказу РТ») Минэкономразвития и ФАС России подписали трехсторонние соглашения, которые ежегодно продлеваются, - предполагалось, что с принятием 44-ФЗ в 2013 году начнет действовать новый механизм отбора ЭТП для проведения госзакупок. Однако этого до сих пор не произошло.
В 2017 году право организовывать закупки в рамках 44-ФЗ получил «Российский аукционный дом» (РАД).
В конце прошлого года были приняты масштабные поправки к закону «О контрактной системе», которые предусматривают перевод всех закупочных процедур госзаказчиков в электронный вид и их проведение на той или иной ЭТП. При этом вопросы определения операторов ЭТП, имеющих право организовывать закупочные процедуры по 44-ФЗ, как и требований к таким операторам, переданы на уровень правительства РФ.
В начале текущего года эксперты оценивали затраты ЭТП, не аккредитованных для работы в рамках 44-ФЗ, на доступ к сегменту госзакупок в 300 млн рублей.
«Площадкам, которые ранее не проходили отбор на доступ к организации госзакупок и, соответственно, к которым не предъявлялось каких либо требований по организации закупок, сейчас функционируют по собственным правилам и критериям, - говорил тогда «Интерфаксу» источник, знакомый с оценками экспертов. - По грубой оценке, им потребуется не менее 300 млн рублей инвестиций для того, чтобы начать соответствовать тем требованиям, по которым работают аккредитованные по 44-ФЗ площадки».
По оценкам экспертов, для площадок, которые сейчас не работают с государственными закупками, практически все требования являются критичными. «Это и информационная безопасность, и отказоустойчивость, и требования по центрам обработки данных - все они для таких площадок являются тяжелыми и критичными», - отмечал источник.
Источник: ИНТЕРФАКС.

По данным “Ъ”, Минфин завтра проведет одно из последних совещаний с операторами ЭТП и банками — об условиях и сроках перевода расчетов участников госзакупок и их обеспечения на спецсчета в банках. Это один из наиболее проблемных этапов реформы закупок: размещение средств поставщиков на счетах ЭТП — один из основных их доходов, но с 1 июля все торги должны быть переведены на электронные процедуры, обеспечение — на спецсчета, а Минфин должен впервые с запуска контрактной системы отобрать ЭТП для госзакупок по единым требованиям. Правила этого отбора также предмет бурных дискуссий.
Из шести площадок для закупок по 44-ФЗ пять отбирались в отсутствие таких требований, шестая была включена в список отдельным распоряжением правительства. После нового отбора ЭТП получат универсальный статус для проведения любых торгов с участием бюджета и госактивов. Работу над самым конфликтным документом в области закупок Минфин начал еще в январе, тогда операторы просили сначала решить вопрос спецсчетов и определить порядок взаимодействия с банками. Одной из главных целей внедрения спецсчетов было снижение нагрузки на МСП, но им придется оплачивать комиссии за открытие и обслуживание спецсчетов (ЭТП с них за это денег не берут). Источники “Ъ” говорят, что возражения есть и у ЦБ — и Минфин готов отложить переход на спецсчета до 1 января 2019 года. В ведомстве “Ъ” подтвердили только, что «ведется работа по подготовке итогового проекта акта, который будет размещен на regulation.gov.ru».
Согласно протоколу последнего совещания в Минфине 23 марта с участием ЭТП и ФАС, за время подготовки единых требований они существенно изменились. Больше всего вопросов у ЭТП вызывает новая финансовая модель, по которой площадки будут получать 4 тыс. руб. с победителя торгов. Операторы говорят, что это снижает привлекательность бизнеса, учитывая значительные вложения, которых потребуют от ЭТП для участия в отборе. Речь идет о внедрении программного оснащения на американском оборудовании с уровнем защиты 2 (требование ФСТЭК), пороге уставного капитала в 100 млн руб. и обеспечении выполнения соглашения с Минфином на уровне 500 млн руб., из них не менее 100 млн руб.— в денежной форме (раньше было достаточно банковской гарантии).
Встречных предложений операторов ЭТП в Минфине ждут до четверга. В письме ООО СЭТОНЛАЙН (основная площадка для заказов Ростелекома, «Российских Космических Систем» и других) говорится, что размер уставного капитала в 100 млн руб.— «заградительная мера, искусственно ограничивающая число ЭТП». Оператор отмечает, что из работающих по 44-ФЗ площадок минимум уставного капитала у ЕЭТП (20 млн руб.), а максимум — у Сбербанк-АСТ (432,7 млн руб.), но именно последнюю арбитражный суд Москвы признал не обеспечившей функционирование торгов по заказу казначейства. Непонятны операторам и порядок определения размера обеспечения соглашения с Минфином, и условия его выплаты, как и требование обязательного залога денежных средств.
В РАД (один из операторов госзакупок) отмечают, что при отборе универсальных площадок «важно учитывать опыт и объем торгов не только в закупках, но и в приватизации». Вопросы операторов вызывают и правила аттестации отобранных площадок — в частности, они должны за год проводить торги на 10% объема рынка, притом что расчет доли не регламентирован, а сама норма прямо ограничивает конкуренцию и доступ на рынок новичков. Тем временем концентрация на рынке ЭТП растет: вчера стало известно, что ЭТП Газпромбанка запросила разрешение ФАС приобрести 95% крупной ЭТП «Фабрикант», ранее “Ъ” сообщал о планах Сбербанк-АСТ купить одного из лидеров рынка B2B-Center.
Автор: Анна Пушкарская, Санкт-Петербург; Олег Сапожков.
Источник: Коммерсант.
новости госзаказа