21.02.2018
Госдума приняла в 1-м чтении проект закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в РФ», разработанный Министерством экономического развития.
В числе ключевых новшеств законопроекта - создание полноценного института оценки и учета рисков, в рамках которого интенсивность проведения проверок определяется только рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям. Замминистра экономического развития Савва Шипов отметил, что законопроект задает совершенно новую систему мотивации контрольно-надзорных органов. «Мы уходим от «палочной» системы, при которой главным показателем хорошей работы контролера является количество проведенных проверок и наложенных штрафов. Теперь основным показателем результативности и эффективности станет снижение ущерба охраняемым законом ценностям» - пояснил замминистра. Применение риск-ориентированного подхода позволяет сосредоточить усилия органов контроля на ограниченной группе опасных подконтрольных субъектов. Первые шаги к внедрению риск-ориентированного подхода уже сделаны, в частности, был принят ряд постановлений Правительства, устанавливающих критерии и категории риска по отдельным видам контроля.
Большое внимание в законопроекте уделено вопросу систематизации и актуализации обязательных требований. В действующей системе контроля инспекторы проверяют обязательные требования к процессам с низкой контролепригодностью. В качестве решения данной проблемы в законопроекте закрепляется развернутая система профилактических мероприятий, направленных на разъяснение обязательных требований. В числе профилактических мер, предлагаемых документом, - публикация на сайтах контрольно-надзорных ведомств перечней нормативных актов, устанавливающих обязательные требования, а также использование в ходе проверок чек-листов, которые соберут в себе только самые важные и рисковые требования.
Еще одно новшество законопроекта – «матрица» мероприятий и действий по контролю, включающая, помимо проверок, также дистанционные формы контроля, что в перспективе позволит существенно снизить административную нагрузку на предпринимателей.
Законопроект не только устраняет пробелы в действующем регулировании, но и задаёт вектор развития системы контроля и надзора. Этот проект закона готовился более 3-х лет, прошел множество обсуждений, собрал сотни замечаний и предложений, по многим вопросам были выработаны компромиссные решения. В законопроекте сбалансированно представлены интересы предпринимателей и контролёров, а также заложен надежный фундамент для создания системы «умного контроля».
Источник: Министерство экономического развития.
Госдума приняла в 1-м чтении проект закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в РФ», разработанный Министерством экономического развития.
В числе ключевых новшеств законопроекта - создание полноценного института оценки и учета рисков, в рамках которого интенсивность проведения проверок определяется только рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям. Замминистра экономического развития Савва Шипов отметил, что законопроект задает совершенно новую систему мотивации контрольно-надзорных органов. «Мы уходим от «палочной» системы, при которой главным показателем хорошей работы контролера является количество проведенных проверок и наложенных штрафов. Теперь основным показателем результативности и эффективности станет снижение ущерба охраняемым законом ценностям» - пояснил замминистра. Применение риск-ориентированного подхода позволяет сосредоточить усилия органов контроля на ограниченной группе опасных подконтрольных субъектов. Первые шаги к внедрению риск-ориентированного подхода уже сделаны, в частности, был принят ряд постановлений Правительства, устанавливающих критерии и категории риска по отдельным видам контроля.
Большое внимание в законопроекте уделено вопросу систематизации и актуализации обязательных требований. В действующей системе контроля инспекторы проверяют обязательные требования к процессам с низкой контролепригодностью. В качестве решения данной проблемы в законопроекте закрепляется развернутая система профилактических мероприятий, направленных на разъяснение обязательных требований. В числе профилактических мер, предлагаемых документом, - публикация на сайтах контрольно-надзорных ведомств перечней нормативных актов, устанавливающих обязательные требования, а также использование в ходе проверок чек-листов, которые соберут в себе только самые важные и рисковые требования.
Еще одно новшество законопроекта – «матрица» мероприятий и действий по контролю, включающая, помимо проверок, также дистанционные формы контроля, что в перспективе позволит существенно снизить административную нагрузку на предпринимателей.
Законопроект не только устраняет пробелы в действующем регулировании, но и задаёт вектор развития системы контроля и надзора. Этот проект закона готовился более 3-х лет, прошел множество обсуждений, собрал сотни замечаний и предложений, по многим вопросам были выработаны компромиссные решения. В законопроекте сбалансированно представлены интересы предпринимателей и контролёров, а также заложен надежный фундамент для создания системы «умного контроля».
Источник: Министерство экономического развития.