ФАС проанализировала закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ на поставку лекарственных средств

18.04.2018
ФАС проанализировала состояние торгов и контрактов на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения. И за 2015-2017 годы возбудила сотни дел о картельных сговорах в 82 регионах страны. Речь идет не только о сговорах между собой хозяйствующих субъектов, но и о сговоре между участниками торгов, которые зачастую договариваются с государственными заказчиками, что в принципе запрещено.
Признаки сговора
За три года признаки картельных сговоров выявлены при проведении более 6 тыс. аукционов с общей суммой начальных (максимальных) цен контрактов более 25 млрд руб. на территории 82 субъектов РФ. ФАС не нашла признаков картелей в сфере закупок для нужд здравоохранения лишь на Чукотке, в Севастополе и Крыму.
Антиконкурентные соглашения распространяются практически на все фармацевтические группы лекарственных препаратов и практически на все виды изделий медицинского назначения. Примерно 70% картелей занимаются закупками лекарственных средств и 30% - закупками изделий медицинского назначения. Участниками антиконкурентных соглашений являются десятки компаний-производителей, официальные дистрибуторы и заказчики. При проверках обнаружены признаки коррумпированности должностных лиц медицинских учреждений.
Прежде всего это сговор на торгах, когда участники торгов договариваются не конкурировать между собой, не подавать ценовые предложения либо договариваются между собой о разделе аукционов и лотов. Кто-то участвует в одних торгах, а кто-то - в других, при этом они не конкурируют между собой. Соблазн очень большой: всегда хочется получить госконтракт на более выгодных условиях.
Но законы о защите конкуренции и контрактной системе говорят о том, что раз ты вышел на торги, ты должен торговаться. Если ты не торговался, то для этого должны быть объективные причины. Любого рода сговоры запрещены. Государство считает такие нарушения опасными. Поэтому санкции здесь уже не 30-50 тыс. руб. Формула штрафа составляет от 10% до 50% от начальной максимальной цены предмета торгов, однако не более 4% годовой выручки, причем для каждого участника такого соглашения независимо от того, выиграл ли он эти торги и получил государственные контракты и доход от их реализации. В любом случае сумма внушительная.
Жалоба как процесс
Ежегодно ФАС рассматривает десятки тысяч жалоб на нарушение процедуры размещения государственного заказа и проведения аукциона. Вовремя ли были размещены объявления о проведении торгов? Правильно ли было сформулировано задание? Законно или незаконно отклонены чьи-то заявки? Правильно ли подведены итоги аукциона? Соблюден или нет закон?
Организаторы аукциона обязаны в пятидневный срок рассмотреть жалобу участников. ФАС со своей стороны проверяет законность проведения торгов и либо подтверждает, что торги проведены незаконно, отменяет их результаты и обязывает заказчика заново провести торги или подвести их итоги, либо признает, что жалоба необоснованна и госконтракт с победителем может быть заключен.
ФАС может выдать предписание, а если кто-то нарушил закон - применить штрафные санкции. Максимальный штраф за нарушение процедуры торгов - 50 тыс. руб. По сравнению с масштабами нарушений это символическое наказание.
Свобода штрафа
В Ростовской области к лишению свободы приговорены несколько госзаказчиков, которые получили реальные сроки. В Республике Хакасия бывший глава администрации местного губернатора осужден за взятку на девять лет лишения свободы. А правоохранительными органами расследуется большое уголовное дело о преступном сообществе и картеле на торгах. В Самарской области направлено в суд уголовное дело в отношении государственного заказчика - чиновника местного минздрава и участников картеля на торгах по ремонту медицинского оборудования.
В конце 2017 года ФАС России признала компании «Инвамед», «Микромед», «Медпролайф», «Проммедзакупка», «Медторг» нарушившими ст. 11 Закона о защите конкуренции. В 2015-2017 годах эти компании поставляли кардиостимуляторы и расходные материалы, связанные с проведением операций на сердце, и участвовали в 360 аукционах в 28 субъектах федерации. В результате побед на торгах общая сумма доходов картеля за два года составила 2,5 млрд руб. И хотя все компании признались в организации картелей на торгах, по закону от ответственности освобождается только первая компания, а все остальные должны понести наказание.
Средняя сумма штрафа для каждой фирмы составила 30% от 2,5 млрд руб. То есть каждая компания в итоге могла заплатить до 1 млрд руб. Однако в случае признания вины штраф может быть минимальным - 10%, то есть 250 млн руб. Тогда же, в конце 2017 года, ФАС подтвердила в суде свою правоту примерно по такому же делу в отношении самарских фармацевтических компаний «Фарм СКД» и «Новофарм», которые договорились на торгах, кто из них должен выиграть, а кто - проиграть. Общая сумма штрафа двух компаний составила около 90 млн руб.
Удивительные цены
Одна из острейших проблем нашего рынка - закупки у единственного поставщика: так происходит примерно в 24% госзакупок. Если в Чукотском административном округе 15% закупок осуществляется через единственного поставщика, то в Севастополе - больше 40%.
Сегодня в среднем по России 3% поставщиков аккумулируют 80% контрактов. Это происходит на всех уровнях: начиная от муниципального и регионального до федерального.
Зачастую контракты заключают друг с другом две госструктуры - ведомство с ведомством. Такая схема характерна для системы здравоохранения. Контракт может быть на что угодно - медосмотр, поставку расходников или оборудования. Это внутренние государственные контракты, поэтому цены там встречаются просто удивительные. К примеру, стоимость аренды помещения может составлять 30 руб. в месяц. Понятно, что в случае маркетингового исследования цен в регионе эти 30 руб. в месяц будут путать всю картину.
Распоряжение правительства Москвы N242-РП от 16 мая 2014 года «Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным заказчиком» позволяет распределять госзаказ «между своими». Что происходит при этом с ценами - отдельная история.
Недавним постановлением правительства РФ N1429 от 27 ноября 2017 года заказчикам, работающим по 223-ФЗ, разрешено не публиковать информацию о поставщике и субподрядчике. В реестре договоров для общественного наблюдения никто не найдет информации о том, с кем заключен контракт. Теперь добросовестным поставщикам, чтобы ориентироваться на рынке и понимать, кто был их конкурентом, кто с кем договорился и кто у них выиграл, придется копаться в протоколах и указаниях.
Конечно, ФАС предлагает не расслабляться, поскольку у нее информация аккумулируется по другим правилам. Ключевая норма этого постановления действует временно, но никто не гарантирует, что постановление не будет продлено. Уже год в Гособоронзаказе практикуются закрытые электронные процедуры. Не исключено, что такие же решения будут приняты и в социально чувствительных сферах, включая обращение медицинских изделий и лекарственное обеспечение.
Автор: Светлана Белостоцкая
Источник: Коммерсант.
новости и обучение госзакупки