16.07.2018
О совершенствовании системы проведения закупок в сфере ГОЗ рассказал начальник Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России Александр Пудов в рамках конференции «Гособоронзаказ. Закупки, ценообразование, казначейское сопровождение, раздельный учет»
В первой части своего доклада представитель антимонопольного ведомства осветил типовые нарушения в сфере ГОЗ, выявляемые в ходе контрольной деятельности ФАС России.
Так, одними из наиболее распространенных являются нарушения при описании предмета закупки, когда техническому заданию, утвержденному заказчиком, соответствует только конкретный товар либо продукция определенного производителя. Такой запрет установлен 44-ФЗ.
«Однако стоит учитывать, что из этого правила есть некоторые исключения, - заметил Александр Пудов. – Например, необходимость поставить продукцию, которая требует совмещения с той, которая уже имеется у заказчика. Помимо этого, исключение составляет закупка продукции с уникальными характеристиками, требуемыми заказчику, например, медицинская техника».
Также заказчик не может устанавливать требования о соответствии продукции каким-либо ГОСТ с указанием в документации характеристик, противоречащим таким ГОСТам. Кроме того, распространена практика объединения в один предмет закупки поставку в различные регионы РФ, что также существенно ограничивает конкуренцию.
Другой блок нарушений затрагивает требования к участникам закупки.
«Заказчик может установить требования о необходимости наличия какой-то лицензии, но при этом не указывать, какие именно услуги должна покрывать эта лицензия и виды работ, предусмотренные в ТЗ, - пояснил Александр Пудов. – Формально отказ участнику в таком случае не правомерен. В документации необходимо прописывать детально, на какие виды работ поставщику нужно представить лицензию».
Кроме того, Александр Пудов выделил нарушения, связанные с объединением в один предмет закупки лицензируемых и не лицензируемых видов деятельности.
Также спикер в своем выступлении остановился на вопросах перевода закрытых процедур закупок в электронную форму.
С 1 июля 2018 года вступили в силу поправки в 223-ФЗ и 44-ФЗ, которые установили новые правила закупок в электронной форме. Теперь заказчики вправе проводить в электронной форме не только аукцион, но и конкурс, а также запрос котировок и предложений. С 1 января 2019 года планируется поэтапный перевод секретных закупок из бумажной формы в электронную. В первую очередь будут переведены в электронный вид несекретные закупки.
Александр Пудов отметил, что переход от бумажных к электронным формам закрытых закупок существенно увеличивает эффективность их проведения и способствует экономии бюджетных средств. Это позволяет снизить временные затраты заказчиков и участников закупок на подготовку и обработку документов, повышает прозрачность процедур для целей последующего контроля результатов осуществления таких закупок контролирующими органами. Также применение электронных форм закрытых закупок обеспечивает возможность осуществления контроля за подведомственными организациям.
«Передача секретных документов с нескольких недель уменьшится до мгновений, - пояснил спикер. - Также решается вопрос с хранением этих документов. В настоящее время от заказчика до исполнителя уходят огромные тома документов».
Закрытые процедуры закупок будут проводиться на специализированных электронных площадках. Как заметил Александр Пудов, это позволит решить для заказчика проблему формирования Перечня участников торгов:
«Заказчику больше не придется самостоятельно искать тех, кто соответствует его требованиям и сможет исполнить работу. Он просто задает площадке определенные параметры поиска, устанавливает требования к участникам закупки. Перечь участников будет формироваться исходя из тех лиц, которые зарегистрировались на электронной площадке и которые имеют весь необходимый комплект разрешительных документов».
В связи с этим представитель антимонопольного ведомства призвал поставщиков заранее проработать вопрос регистрации на площадке.
Источник: ФАС
обучение ГОЗ
О совершенствовании системы проведения закупок в сфере ГОЗ рассказал начальник Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России Александр Пудов в рамках конференции «Гособоронзаказ. Закупки, ценообразование, казначейское сопровождение, раздельный учет»
В первой части своего доклада представитель антимонопольного ведомства осветил типовые нарушения в сфере ГОЗ, выявляемые в ходе контрольной деятельности ФАС России.
Так, одними из наиболее распространенных являются нарушения при описании предмета закупки, когда техническому заданию, утвержденному заказчиком, соответствует только конкретный товар либо продукция определенного производителя. Такой запрет установлен 44-ФЗ.
«Однако стоит учитывать, что из этого правила есть некоторые исключения, - заметил Александр Пудов. – Например, необходимость поставить продукцию, которая требует совмещения с той, которая уже имеется у заказчика. Помимо этого, исключение составляет закупка продукции с уникальными характеристиками, требуемыми заказчику, например, медицинская техника».
Также заказчик не может устанавливать требования о соответствии продукции каким-либо ГОСТ с указанием в документации характеристик, противоречащим таким ГОСТам. Кроме того, распространена практика объединения в один предмет закупки поставку в различные регионы РФ, что также существенно ограничивает конкуренцию.
Другой блок нарушений затрагивает требования к участникам закупки.
«Заказчик может установить требования о необходимости наличия какой-то лицензии, но при этом не указывать, какие именно услуги должна покрывать эта лицензия и виды работ, предусмотренные в ТЗ, - пояснил Александр Пудов. – Формально отказ участнику в таком случае не правомерен. В документации необходимо прописывать детально, на какие виды работ поставщику нужно представить лицензию».
Кроме того, Александр Пудов выделил нарушения, связанные с объединением в один предмет закупки лицензируемых и не лицензируемых видов деятельности.
Также спикер в своем выступлении остановился на вопросах перевода закрытых процедур закупок в электронную форму.
С 1 июля 2018 года вступили в силу поправки в 223-ФЗ и 44-ФЗ, которые установили новые правила закупок в электронной форме. Теперь заказчики вправе проводить в электронной форме не только аукцион, но и конкурс, а также запрос котировок и предложений. С 1 января 2019 года планируется поэтапный перевод секретных закупок из бумажной формы в электронную. В первую очередь будут переведены в электронный вид несекретные закупки.
Александр Пудов отметил, что переход от бумажных к электронным формам закрытых закупок существенно увеличивает эффективность их проведения и способствует экономии бюджетных средств. Это позволяет снизить временные затраты заказчиков и участников закупок на подготовку и обработку документов, повышает прозрачность процедур для целей последующего контроля результатов осуществления таких закупок контролирующими органами. Также применение электронных форм закрытых закупок обеспечивает возможность осуществления контроля за подведомственными организациям.
«Передача секретных документов с нескольких недель уменьшится до мгновений, - пояснил спикер. - Также решается вопрос с хранением этих документов. В настоящее время от заказчика до исполнителя уходят огромные тома документов».
Закрытые процедуры закупок будут проводиться на специализированных электронных площадках. Как заметил Александр Пудов, это позволит решить для заказчика проблему формирования Перечня участников торгов:
«Заказчику больше не придется самостоятельно искать тех, кто соответствует его требованиям и сможет исполнить работу. Он просто задает площадке определенные параметры поиска, устанавливает требования к участникам закупки. Перечь участников будет формироваться исходя из тех лиц, которые зарегистрировались на электронной площадке и которые имеют весь необходимый комплект разрешительных документов».
В связи с этим представитель антимонопольного ведомства призвал поставщиков заранее проработать вопрос регистрации на площадке.
Источник: ФАС
обучение ГОЗ