Закон об образовании (вводные статьи, проект)

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между обучающимися и лицами, реализующими образовательные программы, устанавливает права и свободы обучающихся при освоении образовательных программ, получение информации об образовательных программах и их разработчиках, а также определяет механизм реализации этих прав и свобод.
Отношения в области защиты прав и свобод обучающихся регулируются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 
Статья 1. Основные определения
Основные определения, используемые в настоящем Законе:
1) обучающийся - гражданин, имеющий намерение освоить либо осваивающий, освоивший образовательную программу;
2) обучение - процесс овладения обучающимся образовательной информации;
3) воспитание – оказываемые на основе закона или договора услуги дееспособного гражданина, направленные на умственное и психическое развитие недееспособного гражданина,
4) образование - обучение по образовательной программе;
5) уровень образования - обучение по образовательной программе, существенно отличающейся объемом образовательной информации и завершающееся государственной итоговой аттестацией;
6) главный федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к федеральным государственным образовательным стандартам, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
7) достоверная образовательная информация - образовательная информация, полностью соответствующая объективной реальности и нормативно-правовым актам,
8) недостоверная образовательная информация – образовательная информация, содержащая спорные или ложные сведения, тропы, искажения объективной реальности, искажения положений нормативно-правовых актов, искажения терминологии.
 
Статья 2. Виды обучающихся, их основные права и свободы
1. Для целей настоящего Закона определены следующие виды обучающихся:
1) недееспособный обучающийся,
2) дееспособный обучающийся, обучение которого осуществляется без использования денежных средств или имущества других лиц,
3) дееспособный обучающийся, обучение или воспитание которого осуществляется с использованием денежных средств или имущества других лиц.
2. Учебные предметы, формы обучения и воспитания недееспособного обучающегося выбирает его законный представитель.
3. Законный представитель несовершеннолетнего обучающегося в возрасте от 14 до 18 лет обязан учитывать его интересы при выборе учебных предметов, форм обучения и воспитания. Несовершеннолетний обучающийся в возрасте от 14 до 18 лет вправе отказаться от изучения учебных предметов, не отвечающих его интересам.
4. Дееспособный обучающийся вправе отказаться от оплаты обучения другими лицами и осуществить оплату за обучение полностью своими средствами. В этом случае никто не вправе ограничивать его свободы в выборе учебных предметов и форм обучения.
5. Если дееспособный обучающийся и плательщик – разные лица, то обучение осуществляется на основе договора между ними. Существенные обязательства плательщика по такому договору:
- оплатить полностью или частично за обучение в зависимости от условий договора,
- гарантировать обучающемуся желаемый им результат – освоение полезных знаний либо трудоустройство.
В случае нарушения своих обязательств плательщик должен выплатить обучающемуся компенсацию за нанесенный материальный и моральный вред.
6. Запрещается навязывать аудиторные занятия (очную форму обучения) дееспособным обучающимся.
7. Запрещается предоставлять услуги воспитания дееспособным обучающимся без их письменного согласия.
8. Обучающийся имеет право на неограниченное число попыток прохождения государственной итоговой аттестации. Не допускается взимать плату с обучающегося за первые три попытки прохождения государственной итоговой аттестации на каждый уровень образования.
 
Статья 3. Недействительность условий договора, ущемляющих права обучающегося
1. Условия договора, ущемляющие права обучающегося по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав и свобод обучающихся, признаются недействительными.
2. Запрещается обусловливать приобретение одних учебных предметов, образовательных программ обязательным приобретением иных учебных предметов, образовательных программ. Вред, причиненный обучающемуся вследствие нарушения его права на свободный выбор учебных предметов, образовательных программ, возмещаются лицом, реализующим образовательные программы, в полном объеме.
3. Лицо, реализующее образовательную программу, не вправе без согласия обучающегося оказывать дополнительные образовательные услуги. Обучающийся вправе отказаться от приема образовательных услуг, а если они оплачены, обучающийся вправе потребовать от лица, реализующего образовательные программы, возврата уплаченной суммы. Согласие обучающегося на выполнение дополнительных образовательных услуг за плату оформляется лицом, реализующим образовательные программы, в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.
 
Статья 4. Достоверность образовательной информации
1. Лицо, реализующее образовательную программу, обязано предоставить обучающемуся образовательную информацию, удельный вес достоверности которой соответствует договору.
2. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к образовательной информации, лицо, реализующее образовательную программу, обязано предоставить обучающемуся образовательную информацию, соответствующий этим требованиям.
3. Удельный вес достоверной образовательной информации при обучении недееспособного обучающегося не может быть меньше 75% всей образовательной информации.
4. При отсутствии в договоре условий о достоверности образовательной информации лицо, реализующее образовательную программу, обязано предоставить обучающемуся образовательную информацию, соответствующую предъявляемым требованиям Главного федерального государственного образовательного стандарта и пригодную для целей, для которых образовательная информация такого рода обычно используется.
5. Если лицо, реализующее образовательную программу, при заключении договора было поставлено обучающимся в известность о конкретных целях приобретения образовательной информации, лицо, реализующее образовательную программу, обязано предоставить обучающемуся образовательную информацию, пригодную для использования в соответствии с этими целями.
 
Статья 5. Права обучающегося при обнаружении в образовательной информации недостоверности
1. Обучающийся в случае обнаружения в образовательной информации недостоверности, если она не была оговорена лицом, реализующим образовательную программу, по своему выбору вправе:
потребовать замены образовательной программы;
потребовать соразмерного уменьшения цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостоверной образовательной информации или возмещения расходов на ее исправление обучающимся или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной суммы.
При этом обучающийся вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие предоставления недостоверной образовательной информации. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований обучающегося.
 
Статья 6. Государственная итоговая аттестация
1. Успешное прохождение государственной итоговой аттестации подтверждает наличие у обучающегося соответствующего уровня образования.
2. Государственная итоговая аттестация проводится только в очной форме с обязательной видеофиксацией.
3. Государственная итоговая аттестация не может проводиться с использованием имущества лиц, реализующих образовательные программы, в том числе на праве аренды или оперативного управления.
4. Членами государственной итоговой аттестации не могут быть лица, связанные трудовыми или договорными отношениями с лицами, реализующими образовательные программы.
5. Ожидание обучающимся повторного прохождения государственной итоговой аттестации не может превышать 100 дней со дня последнего неуспешного прохождения государственной итоговой аттестации.
 
Автор концепции – Алексеев В.М., ректор Академии ГлавСпец, при перепечатке активная ссылка https://specialitet.ru/ обязательна.
Алексеев В.М. Закон об образовании (вводные статьи, проект) (вводные статьи, проект). Академия ГлавСпец. https://specialitet.ru/articles/zakon-ob-obrazovanii.