Предложение об участии в разработке Реестра слов (открытое письмо Правительству РФ)

Предложение об участии в разработке Реестра слов
(открытое письмо Правительству РФ, Министерству образования и науки РФ, инвесторам)
 
Краткое описание Реестра слов.
Реестр слов – это реестр связанных однозначными родовидовыми связями наиболее важных слов, используемых в:
- нормативно-правовых актах (далее – НПА),
- учебниках основного образования (далее – учебники).
Реестр слов состоит из страниц, на которых:
- даётся определение одного слова (Имя) через другое слово (Род) по строго определённой структуре (см. рис.). На основе этого структурного определения генерируется с возможностью ручной правки простое определение и развернутое определение с указанием источника – НПА, либо другого;
- генерируются реестры НПА, различных ненормативных актов, всевозможных доктрин (обществоведческой, богословской и т.п.);
- генерируются реестры по заданным основаниям;
- выводятся источники значений;
- генерируются родовидовые деревья на несколько уровней.

Назначение Реестра слов.
1.1. Единообразие лексики, используемой в НПА и основном образовании.
1.2. Приведение этой лексики в соответствие с действующим законодательством в части, не противоречащей главе 1 Конституции РФ.
2. Систематизация знаний об объективной реальности и вымыслах.
В Реестре слов каждое определяемое слово строго и однозначно определяется через другое слово как имя вида объекта через имя рода объекта.
Все определяемые слова связываются в единое дерево имён объектов.
Все определяемые слова толкуются в соответствии со значениями, данными в главе 1 Конституции РФ, и соответствующими ей главам 2-9 Конституции РФ, другим НПА. Реестр слов содержит указания (ссылки) на все используемые НПА.
 
Отличия от онлайн-словарей и онлайн-тезаурусов.
Интерфейс Реестра слов напоминает онлайн-словари и онлайн-тезаурусы (далее – словари).
В отличие от словарей, в реестре слов осуществлена систематизация не значений слов, а имён объектов. То есть систематизируется не «общепринятая» речь, а объективная реальность.
В словарях на одной странице перечисляются случайным (интуитивным) способом всевозможные «общепринятые» значения слова. Как следствие, составители словарей часто не различают, с одной стороны, омонимы, а с другой стороны:
- одноименные синонимы,
- меронимы (холонимы).
В словарях омонимы, одноименные синонимы, меронимы (холонимы) случайным образом перечисляются как равнозначные на одной странице, на которой дается определение слова.
Примеры такой путаницы (первые два примера путаницы типичные, третий – нет):
одноименный синоним омоним мероним (холоним)
1 общество (=светская тусовка) и общество (= учредители ООО) общество (=светская тусовка) и общество (=общественные отношения) общество (=светская тусовка) и общество (=население)
2 - - Америка (=США) и Америка (=материк)
3 дом (=одноэтажная изба) и дом (=небоскреб) дом (=жилище) и дом (=круг в кёрлинге) дом (=квартира) и дом (=многоквартирный дом, в котором находится эта квартира)
 
В реестре слов одноименные синонимы, омонимы, меронимы (холонимы), другие тропы (фигуры речи) группируются в отдельных реестрах.
Утрированно: один реестр = одно значение.
 
Обоснование.
Сравнительный анализ НПА позволяет сделать два основных вывода:
1) наиболее строгая лексика (терминология) встречается в НПА для покупателей (заказчиков и т.п.) и продавцов (поставщиков, исполнителей и т.п.). Примеры близких к совершенству НПА: Гражданский кодекс, Закон о защите прав потребителей. Наиболее безумная лексика - в НПА для получателей бюджетных средств в отраслях культуры и основного образования,
2) совершенство некоторых НПА – больше заслуга не их составителей, а покупателей и продавцов, для защиты интересов которых эти НПА предназначены.
Пример предельно безграмотного определения - в ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», в которой образование определено, в частности, как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства».
Грубые ошибки:
- сразу после слов «воспитания и обучения» упущено слово человек или его производные – гражданин, потребитель т.п.,
- выдвинуто условие воспитания и обучения – «общественно значимое благо», которое не толкуется ни в этом Законе, ни в каком либо другом НПА; отсутствует родовидовая связь «общественно значимого блага» с «духовными ценностями» и его производными, часто упоминаемыми в НПА о культуре;
- воспитание и обучение якобы должно осуществляться в интересах, помимо человека и семьи, в интересах общества и государства. Правильнее писать «в интересах человека, семьи, общества с ограниченной ответственностью и РФ». Предельно правильнее писать «в интересах потребителя».
В нашей стране ежегодно из федерального бюджета выделяются на культуру сотни миллионов рублей. В Указе Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» культура определена как «совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т.д.)».
Грубые ошибки:
- культура не может быть совокупностью; это не кирпичное здание, состоящее из совокупности кирпичей (для сравнения: слово «совокупность» в ГК РФ употребляется в определении единого объекта);
- должен быть перечень пресловутых институтов, явлений и факторов. Институты – это что, организации? Явления – это что – гроза, дождь, нашествие саранчи? Фактор – это что – курс доллара, события 500-летней давности?
- духовные ценности не определены в этом НПА, но упоминаются в Основах законодательства РФ о культуре, где они толкуются как 1) разновидность материальных ценностей, созданных в прошлом, 2) род культурного наследия народов РФ. Как разновидность материальных ценностей общества духовные ценности толкуются в Федеральном законе от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». Президиумом Верховного Суда РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав от 23.09.2015, в утратившем силу Указе Президента РФ от 15.06.1996 № 909 духовные ценности толкуются как духовные ценности, создаваемые авторами или искусством и литературой. В Приказе Управления делами Президента РФ от 26.04.2013 № 226 упоминаются традиционные духовные ценности. Открытый перечень нематериальных благ (=духовные ценности?) приводится в статье 150 ГК РФ: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Как видно, составители НПА о культуре вообще не озабочены правильностью определений, и сотни миллионов рублей ежегодно выделяются на непоймичто.
Еще один пример несвязности определений в разных НПА. В ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» допинг определяется как нарушение антидопингового правила. Перечень такого нарушения приведён в ч. 3 этой статьи. Допинг толкуется как вид правонарушения, за которое предусмотрена административная и уголовная ответственность. Однако в ряде НПА (распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р, приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 № 916н, приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 № 940) употребляется словосочетание «применение допингов», то есть авторы этих НПА не различают допинговое средство (препарат) и допинг, что является следствием интуитивного (дилетантского) понимания значения слова «допинг».

Из ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 14, ч. 1, ч. 2. ст. 15, ч. 2 ст. 16 Конституции РФ следует:
- все правовые акты должны соответствовать гл. 1  Конституции РФ;
- тексты, противоречащие гл. 1  Конституции РФ, являются идеологией либо религией, которые не могут устанавливаться в качестве обязательных;
- все должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ.
Однако лексика почти всех текстов общественных наук, подготовленных при участии бюджетных средств, противоречит гл. 1  Конституции РФ. Как следствие, сотни миллионов бюджетных рублей, выделяемых на изучение общественных наук, расходуются нецелесообразно. При этом ежегодно десятки миллионов учащихся впустую тратят сотни часов времени на изучение общественных наук.
Не только привести тексты общественных наук в соответствии гл. 1 Конституции РФ, но и сократить количество изучаемых на бюджетные деньги общественных наук позволил бы единый словарь. Но разработка такого словаря маловероятна из-за тотального догматизма и нормативно-правового нигилизма их составителей.
 
Проблема.
Несмотря на очевидность и простоту идеи создания реестра слов, создать его не способен никто. Основная причина: особенность мышления человека – тотальная подверженность догматизму. Человек верит либо в то, что потребляет, либо в то, что каждый день слышит (читает).
Простой тест: ответьте на вопрос и проследите за своей реакцией.
Вопрос: Существует ли европейская территория (часть) России?
Типичный ответ: да.
Типичная реакция: тотальное отсутствие любопытства.
Почему так? Потому что:
- отсутствует потребление европейской территории (части) России, в частности, территориальные споры и т.п.;
- каждый день европейскую территорию (часть) России упоминают в выпуске прогноза погода, при этом она «проходилась» в школе. При этом производители выпусков прогноза – по сути, посредники между рекламодателями и потребителями, слабо заинтересованные в эффективности использования рекламного времени (каждый раз бессмысленно употребляется 2-3 слова, стоимостью десятки тысяч рублей каждое).
 
Предложение.
1. Автор идеи - Алексеев В.М., вероятно, единственный человек, кто способен справиться с разработкой такого словаря. По проблемам общественных наук и по теме разработки реестра слов имеет многочисленные публикации в РИНЦ.
2. Мы (АНО ДПО Академия ГлавСпец) ведем работу по разработке Реестра слов на сайте https://reestrslov.ru/ с 2016 года.

Глобальный эффект.
Россия станет первой страной в мире, в которой разработан Реестр слов. Велика вероятность того, что исключительным правом на Реестр слов и любые его аналоги, в т.ч. на иных языках, будет обладать только Российская Федерация.
 
Бюджетная экономия.
1. Повышение качества НПА – десятки миллионов рублей ежегодно.
2. Повышение качества учебников – десятки миллионов рублей ежегодно.
3. Повышение целесообразности бюджетных расходов на цели, прописываемые в НПА, – сотни миллионов рублей ежегодно.
4. Сокращение финансируемых из федерального бюджета образовательных программ, лексика которых критично не соответствует главе 1 Конституции РФ, и замена их образовательной программой по изучению Реестра слов, – десятки миллионов рублей ежегодно.
5. Уменьшение издержек, связанных с пропагандой России как «незападной» страны, - сотни миллиардов рублей ежегодно.