Нормативно-правовая основа гражданских прав в сфере образования

Алексеев Владимир Михайлович,
Академия ГлавСпец, Краснодар.
Библиографическая ссылка на статью: Алексеев В.М. Нормативно-правовая основа гражданских прав в сфере образования // Журнал Академии подготовки главных специалистов. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://specialitet.ru/articles/2016-02-03.

Правовые отношения в современной системе образования относятся к прочим обстоятельствам, в то время как правовые взаимоотношения вне ее - к договорным. Главным отличием является различие уровня реализации прав и свобод граждан.

При непосредственных правовых взаимоотношениях с отдельной обучающей организацией, физические лица имеют такой же объем прав, как и учебное учреждение. Они могут управлять своими финансовыми ресурсами и самостоятельно решать на каком этапе вносить плату за предоставленные услуги или вовсе отказаться от них в одностороннем порядке без выплаты компенсации, а также по обоюдному соглашению с возвратом внесенных ранее средств.

Вступая же в правоотношения с государственной системой образования, граждане осознанно соглашается на определенные ограничение своих прав в пользу учебного заведения. Как правило, на такого рода ограничения соглашаются исключительно ради получения определенных выгод в виде льгот, полного отсутствия оплаты и т. д.

Второй по значимости нормативно-правовой документ в России, Гражданский Кодекс РФ, предписывает оказание услуг в сфере образования на безвозмездной основе, следовательно, для всех должно быть разработано регулирование, отображающее безвозмездную специфику. Она выражается в следующем:
• второстепенное значение договора между учащимся и учебным заведением;
• первостепенное значение локальным документам;
• в качестве основного заказчика должно выступать государство от имени которого будет действовать исполнитель, то есть учебное заведение;
• правовой дисбаланс должен быть направлен в пользу исполнителя.

Как следствие, в государственной системе образования преобладают не договорные взаимоотношения, а приказы исполнителя и письменные заявления учащихся.

Нормативно-правовую основу современного образования составляют следующие документы:
• ст. 43 Конституции РФ;
• гл. 1 и 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• постановления Правительства РФ;
• нормативно-правовые акты Министерства образования и науки РФ.

Согласно ст. 2 Закона об образовании, образование в России осуществляется, прежде всего, в интересах общества. В ч. 1 ст. 10 Закона об образовании говорится о том, что все учреждения, оказывающие образовательные услуги, вне зависимости от формы собственности входят в единую систему образования. Эти, а также многие другие нормы Закона об образования, грубо противоречат конституционным и гражданским правам человека.

В современном мире свое право на получение соответствующего образования граждане, как правило, реализуют при помощи договора с учреждениями, оказывающими образовательные услуги. Нормативно-правовую основу гражданских прав в области образования составляют следующие документы:
• Конституция РФ;
• положения ст. 43 Конституции РФ в части, не противоречащей основным правам и свободам человека;
• Гражданский кодекс РФ;
• Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
• положения Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ;
• иные нормативно-правовые акты в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ.

Из всех, вышеперечисленных норм Закона об образовании наиболее соответствует Гражданскому кодексу гл.6, однако и здесь присутствуют некоторые издержки административного регулирования.

Так, согласно ч. 1 ст. 53 Закона об образовании базовой основой для возникновения образовательных взаимоотношений является распорядительный акт, выданный учебным заведением о приеме лица, подавшего определенные документы на обучение, что противоречит Гражданскому кодексу РФ. Согласно ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса граждане вольны в установлении своих прав и обязанностей на основе договорных отношений в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Стоит отметить, что в России обязательства в сфере образования основанные на договоре существенно отличаются от уровня самого образования. Если в дошкольных учреждениях и в дополнительном образовании договорные обязательства реализуются в минимальном соотношении в пользу учебного учреждения, то в сфере основного образования договорные обязательства полностью подменены другими обязательствами. Следовательно, регулирование на законодательном уровне осуществляется совершенно разными нормами, в зависимости от того, кто выступает в роли основного плательщика. Аналогично определяется и порядок приема учащихся, исключение составляет лишь основное образование, которое вне зависимости от основы реализуется с серьезными ограничениями естественных прав и свобод слушателей.

Использованные источники:
Алексеев В.М. Нормативно-правовые основы права граждан на образование в Российской Федерации // Журнал Алексеевской академии наук. 2016. № 1.