Явочный характер поступления в учебное заведение как архаизм обязательного образования

Алексеев Владимир Михайлович
Академия ГлавСпец, ректор (Краснодар)
Библиографическая ссылка на статью: Алексеев В.М. Явочный характер поступления в учебное заведение как архаизм обязательного образования // Журнал Академии подготовки главных специалистов. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://specialitet.ru/articles/2016-02-02 .

Несмотря на то, что основное и дополнительное образование схожи, так как и то и другое предполагает получение определенных знаний, они имеют основополагающие отличия. Наиболее ярким примером различий является обязательный явочный характер, на котором основано среднее и высшее образование, вне зависимости формы от его реализации. То есть, до начала обучающего процесса будущие школьники и абитуриенты обязаны предъявить приемной комиссии оригиналы идентификационных данных, их ксерокопии, а также явиться лично. Без предоставления полного пакета документов и личной явки учебное учреждение не имеет право оказывать услуги по основному образованию.
Кроме того, руководство учреждений базового и профильного образования требуют от родителей первоклассников и учащихся письменное заявление на зачисление в учебное заведение. Такой порядок поступления несколько архаичен, так как приравнивает основное образование к воинской службе и трудовой деятельности.
Стоит отметить, что учащегося могут не принять в школу, если его постоянная или временная прописка не соответствует каким-то требованиям. В заведения средне-профессионального и высшего образования могут не принять учащегося по следующим причинам:
• если он не предоставит ксерокопию документа об успешном окончании школьного учреждения;
• если он не прошел вступительные испытания (экзамены, тесты, индивидуальное собеседование).
При этом важно то обстоятельство, что человеку не предоставившему полный пакет требуемых документов отказывают в получении высшего образования даже за оплату (обучение на контрактной основе). Данное конституционное ограничение на получение средне-профессионального и высшего образования мотивировано защитой непосредственно самого обучающегося от возможных рисков потери личного времени на получение документа, подтверждающего лишь уровень образования.
В реальности, данное ущемление человеческих прав и свобод было введено еще во времена бесплатного образования, когда государство не желало финансировать обучение тех граждан, единственной целью которых был документ, а не знания.
Суть явочного характера заключается в заведомой презумпции виновности учащегося. Согласно данному утверждению администрация учебного заведения должна с первого и до последнего для обучения подозревать обучающегося в стремлении получить документ об образовании незаконным путём. В связи с этим, заведения основного образования требуют у учащегося документы с персональными данными, а также документы подтверждающие наличие предыдущего уровня образования (при поступлении в ВУЗы). На период обучения пакет документов храниться в учебном заведении и возвращается только по его окончании или при отчислении.
Основное образование может реализовываться только в очной или заочной форме с применением дистанционных технологий, однако, при этом не реализуются полностью дистанционно, так как это не предусмотрено действующим законодательством.
Несколько иначе регулируется дополнительное образование. Организации, которые реализуют дополнительное профильное образование вправе не требовать до начала обучения какие-либо персональные данные у учащегося. Заказчик дополнительного образования (в качестве такового могут выступать как физические, так и юридические лица, а также организации) может направить на обучение любого человека, не предоставляя при этом каких-либо идентификационных данных. Более того, заказчик вправе в процессе обучения заменить обучающегося вплоть до момента аттестации. Организации, специализирующиеся на предоставлении дополнительного профильного образования имеют законное право зачислять на обучение любого гражданина, даже без формального на то права, то есть, без документов, подтверждающих наличие основного образования.
При этом оба образовательных направления как основное, так и дополнительное имеют определенную схожесть в итоговой части, а именно:
• они не вправе выдавать документы об образовании лицам, не предоставившим персональные данные;
• они не вправе выдавать документы об образовании лицам, не предоставившим документ о предыдущем образовании.
Подведя итог можно сделать следующий вывод, что принципиальным отличием между основным и дополнительным образованием является степень реализации законного права граждан в получении знаний и образования в целом. Если получение среднего и высшего образование связано с большим количеством бюрократических проволочек и нюансов в виде обязательной явки и предоставления персональных данных, то обучение по дополнительной программе доступно абсолютно каждому. Для этого нужно лишь подписать договор на оказание услуг и внести соответствующую оплату на счет организации.

Использованные источники:
Алексеев В.М. Принципиальное отличие между основным (средним и высшим) и дополнительным образованием // Журнал Алексеевской академии наук. 2016. № 1.