Приказ Минтруда России от 01.12.2015 N 910н "Об утверждении профессионального стандарта "Официант/бармен" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2015 N 40269)
Обобщенные трудовые функции |
Возможные наименования должностей, профессий |
Требования к образованию и обучению |
Требования к опыту практической работы |
Трудовые функции |
Трудовые действия |
|
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
A |
Обслуживание потребителей организаций питания под руководством официанта/бармена |
3 |
• Помощник официанта • Помощник бармена
|
Профессиональное обучение - программы профессионального обучения по профессиям рабочих, служащих
|
-
|
Выполнение инструкций и заданий официанта по обслуживанию потребителей организации питания |
A/01.3 |
3 |
Проверка и расстановка мебели в залах обслуживания организации питания и еще 6 |
Заявка на обучение
|
Подготовка столовой посуды и приборов, столового белья |
Предварительная сервировка столов посудой и приборами |
Накрытие столов ассортиментом блюд по предварительным заказам |
Помощь официанту при подаче блюд и напитков |
Прием и оформление оплаты за заказ по заданию официанта |
Уборка столов в залах организации питания |
Выполнение заданий бармена по приготовлению алкогольных и безалкогольных напитков, холодных, горячих блюд и закусок |
A/02.3 |
3 |
Подготовка мебели, оборудования и инвентаря, посуды бара, буфета к обслуживанию и еще 9 |
Заявка на обучение
|
Нарезка, взвешивание, порционирование, укладка блюд и закусок в посуду |
Подготовка закусок и напитков к подаче по заданию бармена |
Приготовление и оформление закусок по заданию бармена |
Приготовление чая, кофе, молочных коктейлей по заданию бармена |
Помощь бармену в приготовлении закусок и их подаче |
Помощь бармену в приготовлении алкогольных и слабоалкогольных коктейлей и их подаче |
Уборка использованной барной посуды со столов бара и с барной стойки |
Сбор, сдача отходов, тары, стеклянной посуды, макулатуры |
Упаковка штучных и развесных товаров по заданию бармена |
B |
Обслуживание потребителей организаций питания блюдами и напитками |
4 |
• Официант • Бармен
|
Профессиональное обучение - программы профессионального обучения по профессиям рабочих, служащих
|
Не менее шести месяцев работы в организациях питания по обслуживанию потребителей под руководством официанта/бармена
|
Сервировка столов организации питания |
B/01.4 |
4 |
Оценка наличия запасов столовой посуды, приборов, столового белья, аксессуаров и инвентаря, необходимых для сервировки столов и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Составление заявок на пополнение ассортимента столовой посуды, приборов, столового белья, аксессуаров и инвентаря, необходимых для сервировки столов |
Получение из сервизной столовой посуды, приборов и столового белья |
Сервировка столов с учетом стандартов организации питания |
Обучение помощников официанта на рабочих местах технологиям сервировки столов |
Контроль предварительной сервировки столов |
Встреча потребителей организации питания и прием заказов от них |
B/02.4 |
4 |
Встреча потребителей организации питания и размещение их в зале и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Предложение потребителям организации питания меню, карты вин, аперитива и других напитков |
Рекомендация потребителям организации питания по выбору закусок, блюд и напитков |
Прием, оформление и уточнение заказа потребителей организации питания |
Передача заказа потребителей организации питания в основное производство и бар |
Досервировка стола по меню заказа потребителей организации питания |
Подача готовых блюд и напитков, заказанных потребителями организации питания |
B/03.4 |
4 |
Получение блюд из основного производства организации питания и еще 10 |
Заявка на обучение
|
Получение напитков, фруктов и других продуктов в баре, буфете |
Подача холодных закусок |
Подача горячих закусок |
Подача первых блюд |
Подача вторых блюд |
Подача сладких блюд, десертов и других кондитерских изделий |
Подача горячих напитков |
Подача алкогольных, слабоалкогольных и безалкогольных напитков |
Проведение заключительных операций по подготовке блюда и презентации в присутствии потребителей |
Замена использованной посуды, приборов и столового белья |
Проведение расчетов с потребителями организации питания за сделанные заказы |
B/04.4 |
4 |
Оформление счета за сделанный заказ потребителем организации питания и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Предоставление счета за сделанный заказ потребителю организации питания |
Получение оплаты от потребителей организации питания за выполненный заказ |
Проведение кассовых операций оплаты по счетам за выполненный заказ |
Проводы потребителей организации питания |
Составление текущей отчетности по выполненным заказам |
Обслуживание массовых мероприятий в организациях питания |
B/05.4 |
4 |
Подготовка зала и инвентаря для обслуживания массовых мероприятий в организациях питания и еще 6 |
Заявка на обучение
|
Подготовка помещения и инвентаря для обслуживания блюдами и напитками на выездных мероприятиях |
Сервировка стола с учетом вида массового мероприятия |
Подача аперитива и закусок на торжественных, официальных приемах и других массовых мероприятиях |
Подача блюд на торжественных, официальных приемах и других массовых мероприятиях |
Подача напитков на торжественных, официальных приемах и мероприятиях |
Замена и сбор использованной посуды и приборов на торжественных, официальных приемах и других массовых мероприятиях |
Обслуживание потребителей организаций питания напитками и закусками за барной стойкой |
B/06.4 |
4 |
Оформление витрины и барной стойки и еще 15 |
Заявка на обучение
|
Оценка наличия запасов посуды, аксессуаров и инструментов |
Составление заявок на продукты, напитки и сырье, используемые при приготовлении напитков и закусок |
Проверка наличия маркировки винно-водочных изделий, получаемых со склада, а также наличия сопроводительной документации (товарно-транспортные накладные, сертификаты, декларации) |
Встреча потребителей бара и прием заказа на продукцию бара |
Разработка меню бара |
Приготовление и подача алкогольных и слабоалкогольных коктейлей и напитков |
Приготовление и подача свежевыжатых соков и прочих безалкогольных напитков |
Приготовление холодных и горячих закусок |
Приготовление заготовок и украшений для приготовления и оформления напитков и закусок |
Контроль хранения и расхода продуктов, сырья, используемых при приготовлении напитков и закусок |
Эксплуатация и обслуживание музыкальной аппаратуры бара |
Принятие и оформление платежей за выполненный заказ |
Оформление отчетно-финансовых документов о работе бара |
Подготовка бара, буфета к закрытию |
Творческое приготовление и презентация фирменных напитков и закусок с элементами шоу |
C |
Руководство деятельностью бригады официантов/барменов |
5 |
• Старший официант (бармен) • Бригадир официантов (бармен) • Хостес
|
• Среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и еще 1• Дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки, программы повышения квалификации
|
Не менее одного года работы в организациях питания по обслуживанию потребителей блюдами и напитками
|
Заказ, получение, организация хранения и использования бригадой официантов/барменов продуктов, сырья, оборудования и инвентаря |
C/01.5 |
5 |
Оценка наличия запасов продуктов, сырья, оборудования и инвентаря, необходимых для бесперебойной работы бригады официантов/барменов и еще 4 |
Заявка на обучение
|
Составление заявок на продукты, сырье, оборудование и инвентарь |
Организация приема, хранения и использования бригадой официантов/барменов продуктов, сырья, оборудования и инвентаря |
Подготовка отчетов по использованию бригадой официантов/барменов продуктов, сырья, оборудования и инвентаря |
Контроль условий хранения и соблюдения норм расхода продуктов, сырья, оборудования и инвентаря |
Организация работы бригады официантов/барменов |
C/02.5 |
5 |
Разработка текущих и оперативных планов работы бригады официантов/барменов и еще 6 |
Заявка на обучение
|
Проведение вводного и текущего инструктажа членов бригады официантов/барменов |
Распределение заданий между работниками бригады официантов/барменов в зависимости от их умений и компетенции, определение их степени ответственности |
Координация и контроль выполнения производственных заданий работниками бригады официантов/барменов |
Определение необходимости обучения работников бригады официантов/барменов и организация их обучения |
Прием и оформление заказов на проведение массовых мероприятий, в том числе выездных |
Взаимодействие с основным производством, складом, сервизной и другими структурными подразделениями организации питания для бесперебойной работы бригады официантов/барменов |
Контроль работы подчиненных и подготовка отчетности о работе бригады официантов/барменов |
C/03.5 |
5 |
Определение и использование форм контроля обслуживания потребителей организации питания бригадой официантов/барменов и еще 3 |
Заявка на обучение
|
Оценка результатов работы бригады официантов/барменов и каждого из ее члена в отдельности |
Выявление отклонений от плана в работе бригады официантов/барменов и их причин |
Подготовка отчета о результатах работы бригады официантов/барменов за отчетный период |
D |
Управление процессами обслуживания потребителей организаций питания |
6 |
• Администратор зала • Метрдотель
|
• Высшее образование - бакалавриат и еще 1• Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации
|
Не менее трех лет работы в организациях питания по руководству деятельностью бригады официантов/барменов
|
Планирование процессов обслуживания потребителей организаций питания |
D/01.6 |
6 |
Оценка факторов, влияющих на процессы обслуживания потребителей организаций питания и еще 3 |
Заявка на обучение
|
Планирование потребностей службы обслуживания организации питания в трудовых и материальных ресурсах |
Разработка планов службы обслуживания организации питания по отдельным видам процессов |
Разработка предложений по совершенствованию ценообразования, ассортиментной политики в части услуг службы обслуживания организации питания |
Организация и координация процессов обслуживания потребителей организаций питания |
D/02.6 |
6 |
Проведение организационной диагностики, проектирования и регламентации процессов обслуживания потребителей организаций питания и еще 2 |
Заявка на обучение
|
Распределение производственных заданий между бригадами официантов/барменов в зависимости от их специализации и определение степени ответственности старших официантов/барменов |
Координация процессов службы обслуживания потребителей организаций питания с другими службами организации питания для бесперебойной работы всех служб |
Контроль работы и оценка результатов процессов обслуживания потребителей организаций питания |
D/03.6 |
6 |
Контроль выполнения регламентов и стандартов сотрудниками службы обслуживания организации питания и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Оценка результатов деятельности службы обслуживания организации питания |
Выявление отклонений от плана в работе службы обслуживания организации питания и их причин |
Подготовка отчетов о результатах работы службы обслуживания организации питания за отчетный период вышестоящему руководству |
Реализация мер по предупреждению хищений и других случаев нарушения в службе обслуживания организации питания трудовой дисциплины, регламентов и стандартов |
Подготовка мер по повышению эффективности работы службы обслуживания организации питания |