Приказ Минтруда России от 04.12.2014 N 974н (ред. от 12.12.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Дизайнер детской одежды и обуви" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2014 N 35251)
Обобщенные трудовые функции |
Возможные наименования должностей, профессий |
Требования к образованию и обучению |
Требования к опыту практической работы |
Трудовые функции |
Трудовые действия |
|
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
A |
Выполнение работ по созданию дизайна моделей/коллекций детской одежды и обуви |
5 |
• Помощник/ассистент модельера-конструктора • Помощник/ассистент дизайнера-модельера • Помощник/ассистент дизайнера детской одежды и еще 4• Помощник/ассистент дизайнера детской обуви • Помощник/ассистент дизайнера-конструктора детской обуви • Помощник/ассистент дизайнера-конструктора детской одежды • Помощник/ассистент дизайнера-конструктора
|
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
|
-
|
Выполнение работ по проведению предпроектных дизайнерских исследований |
A/01.5 |
5 |
Подбор отчетов о дизайнерских, маркетинговых, социальных и научных исследованиях о рынке индустрии детской одежды и обуви и еще 3 |
Заявка на обучение
|
Мониторинг существующих аналогов моделей/коллекций и лучших мировых образцов дизайна детской одежды и обуви |
Визуализация идей, подготовка презентационных материалов дизайнера вручную или с помощью систем автоматизированного проектирования (САПР) |
Оформление отчетов и презентационных материалов о дизайнерских исследованиях |
Выполнение работ по созданию и внедрению в производство моделей/коллекций детской одежды и обуви |
A/02.5 |
5 |
Проработка (уточнение и корректировка) художественных и технических эскизов и чертежей и еще 8 |
Заявка на обучение
|
Формирование актуального ассортимента коллекции тканей, фурнитуры, прикладных материалов, деталей внешнего оформления, аксессуаров |
Отрисовка моделей детской одежды и обуви для рабочего каталога |
Ведение коллекций в графических редакторах верстки |
Отработка конструкций одежды (опытных и эталонных образцов) и контроль их изготовления |
Выполнение необходимых расчетов для разработки конструкции изделия |
Устранение незначительных конструктивных и технологических дефектов образцов/моделей детской одежды и обуви |
Проработка рабочих чертежей |
Частичная разработка и оформление комплекта сопроводительных документов и презентационных материалов к создаваемым моделям/коллекциям детской одежды и обуви |
B |
Проведение предпроектных дизайнерских исследований по значимым для заказчика и потребителей параметрам |
6 |
• Модельер-конструктор • Дизайнер детской одежды • Дизайнер детской обуви и еще 2• Дизайнер-конструктор детской обуви • Дизайнер-конструктор детской одежды
|
• Высшее образование - бакалавриат, в исключительных случаях среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена и еще 1• Дополнительное образование по дизайну детской одежды и обуви или психологии и физиологии детей (повышение квалификации)
|
При наличии высшего образования требования к опыту работы не предъявляются, при наличии среднего профессионального образования стаж работы в должностях 5-го уровня квалификации не менее трех лет
|
Изучение производственных и экономических требований, предъявляемых к дизайну детской одежды и обуви для реализации проекта заказчика |
B/01.6 |
6 |
Выявление бизнес-задач заказчика, которые должны быть решены с выведением на рынок планируемых к разработке моделей/коллекций детской одежды и обуви, или инициативная постановка задач при отсутствии заказчика и еще 3 |
Заявка на обучение
|
Изучение специфики производимой детской одежды и обуви, а также рыночного, производственного и технологического потенциала предприятия-заказчика с целью определения конструкторско-технологических требований к планируемым к разработке детской одежде и обуви |
Изучение требований к производственной экономичности (затрат на изготовление моделей/коллекций детской одежды и обуви) |
Уточнение требований и пожеланий заказчика к будущему продукту, запрос дополнительной информации при необходимости |
Исследование нужд, пожеланий и предпочтений потребителей (детей и родителей), предъявляемых к дизайну детской одежды и обуви |
B/02.6 |
6 |
Определение половых и возрастных групп, для которых будет предназначаться новая детская одежда и обувь и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Определение климатических особенностей и смены времен года, а также культурных особенностей в географическом регионе размещения потенциальных потребителей с целью определения утилитарно-практических требований к детской одежде и обуви |
Изучение отчетов маркетинговых и социальных исследований потребителей детской одежды и обуви с целью анализа удовлетворенности потребителей рыночным ассортиментом детской одежды и обуви, потребительских расходов на покупку и эксплуатацию, а также нужд, пожеланий и предпочтений потребителей, предъявляемых к дизайну детской одежды и обуви |
Сравнение индивидуальных вкусовых предпочтений потребителей (детей и родителей) с учетом пола и возраста детей, их принципов формирования детского гардероба, отношения к определенным моделям/коллекциям детской одежды и обуви, брендам, торговым маркам |
Отслеживание изменений законодательной и нормативной базы, касающихся санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к детской одежде и обуви |
Определение и ранжирование значимых для потребителей (детей и родителей) характеристик детской одежды и обуви, исходя из психофизиологических особенностей возраста (интересов, особенностей восприятия, уровня познавательного развития и др.) |
Анализ и прогнозирование дизайн-трендов детской одежды и обуви |
B/03.6 |
6 |
Отслеживание тенденций в сфере искусства, дизайна, фотографии и в других областях, оказывающих непосредственное влияние на мировую индустрию детской моды и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Проведение всестороннего самостоятельного анализа кратковременных и долговременных технологических тенденций развития и модных направлений дизайна детской одежды и обуви или изучение исследований организаций и специалистов, занимающихся экспертным анализом и прогнозированием модных тенденций, с учетом выявленных нужд, пожеланий и предпочтений потребителей и требований к детской одежде и обуви |
Проведение ретроспективного анализа: оценка темпа и характера стилистических и технологических изменений детской одежды и обуви |
Исследование лучших мировых образцов дизайна детской одежды и обуви с целью определения факторов дизайна, способствующих их успеху на рынке |
Мониторинг существующих аналогов моделей/коллекций детской одежды и обуви, выявление моделей с наибольшим потенциалом продаж и проведение их визуального, критического, конструктивного и практического анализа по выбранной системе критериев |
Проведение сравнительной оценки дизайна моделей/коллекций детской одежды и обуви бренда/торговой марки заказчика с брендами/торговой маркой конкурентов |
Оформление результатов исследований и формирование предложений о направлениях работ по созданию моделей/коллекций детской одежды и обуви |
B/04.6 |
6 |
Интерпретация результатов исследований и выявление связи между ними и еще 2 |
Заявка на обучение
|
Подготовка отчета, в том числе аналитических записок и презентационных материалов, содержащих материалы о проведенных дизайнерских исследованиях с выводами и предложениями по направлениям работ в нескольких вариантах |
Внесение предложений по корректировке дизайн-брифа/технического задания |
C |
Создание моделей/коллекций детской одежды и обуви |
6 |
• Модельер-конструктор • Дизайнер-модельер • Дизайнер детской одежды и еще 3• Дизайнер детской обуви • Дизайнер-конструктор детской обуви • Дизайнер-конструктор детской одежды
|
• Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена и еще 2• Высшее образование - бакалавриат, в исключительных случаях среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена • Дополнительное образование по дизайну детской одежды и обуви или психологии и физиологии детей (повышение квалификации)
|
При наличии высшего образования требования к опыту работы не предъявляются, при наличии среднего профессионального образования стаж работы в должностях 5-го уровня квалификации не менее трех лет
|
Проектирование модного визуального образа и стиля, конструктивных решений новых сезонных, тематических, ролевых моделей/коллекций детской одежды и обуви |
C/01.6 |
6 |
Выбор области культуры, темы, сезона и роли, которые станут основой модели/коллекции детской одежды и обуви и еще 8 |
Заявка на обучение
|
Определение форм, силуэтов, характера конструктивных и декоративных линий, гармонии цветовых сочетаний, размеров и форм деталей новых моделей/коллекций детской одежды и обуви, содействующих эстетическому и этическому воспитанию ребенка и его социальной адаптации среди сверстников и взрослых в соответствии с возрастными особенностями телосложения, пропорциями фигуры, полом ребенка и модными тенденциями |
Разработка первоначальной серии художественных эскизов от руки или с помощью компьютерных программ согласно основным анатомическим точкам, соответствующих основным чертам будущих моделей/коллекций детских одежды и обуви в соответствии с поставленной задачей/ассортиментной матрицей |
Отбор черновых эскизов, вариантов и передача их на уточнение и корректировку |
Разработка требований и отбор из сформированного ассортимента тканей, кожи, фурнитуры, прикладных материалов, деталей внешнего вида по цвету, текстуре и качеству в соответствии с тенденциями детской моды, требованиями удобства, прочности, гигиеничности и безопасности для детей, с учетом возрастных особенностей восприятия величины, цвета и форм предметов |
Создание презентационных планшетов и журналов с эскизами |
Обсуждение вариантов моделей/коллекций детской одежды и обуви с креативным директором/заказчиком и внесение корректировок |
Выбор оптимальных образов, стилей, конструктивных решений |
Подготовка пояснительной записки, включающей обоснование основной идеи проекта, культурно-исторических предпосылок эволюционного развития проектируемой детской одежды и обуви, обоснование формообразования, цветографической концепции и стиля, описание преимуществ по отношению к существующим аналогам |
Конструирование безопасных, удобных, функциональных, практичных и эстетичных моделей/коллекций детской одежды и обуви |
C/02.6 |
6 |
Разработка конструкции модели детской одежды и обуви, способствующей правильному физиологическому и психологическому развитию детского организма: построение взаимного расположения и конфигурации частей (деталей) и целого (всего изделия) и еще 6 |
Заявка на обучение
|
Построение внешних и внутренних деталей моделей детской одежды и обуви |
Перевод художественных эскизов в технические эскизы, содержащие четкую прорисовку модельных особенностей, с сохранением морфологических характеристик |
Подбор соответствующей базовой основы изделия, уточнение или изменение основы и перенос на нее модельных особенностей |
Проверка правильности разработанной конструкции |
Анализ конструкции изделия на технологичность |
Анализ конструкции на соответствие требованиям безопасности, детской возрастной физиологии и психологии, гигиены детей, функциональности и эстетики |
Изготовление и апробация экспериментальных моделей (опытных образцов) детской одежды и обуви |
C/03.6 |
6 |
Создание совместно с технологом и конструктором из дешевых материалов опытных образцов моделей/коллекций детской одежды и обуви, воплощающих замысел дизайнера и еще 8 |
Заявка на обучение
|
Тестирование/проведение примерок моделей/коллекций детской одежды и обуви на контрольных группах потребителей (детях-моделях в присутствии родителей) |
Заказ независимых экспертиз опытного образца на соответствие требованиям безопасности, детской возрастной физиологии и психологии, гигиены детей, функциональности и эстетики |
Составление замечаний и предложений по изменению дизайна и конструкции образцов, в том числе конструктивных и технологических дефектов |
Устранение существенных конструктивных и технологических дефектов |
Создание образцов моделей/коллекций детской одежды и обуви для показов, просмотров, обзоров и презентаций из фактических материалов |
Представление моделей/коллекций детской одежды и обуви к показам, просмотрам, обзорам и презентациям в целях получения отзывов редакторов журналов и представителей торговых организаций |
Отбор образцов, получивших хорошие отзывы, для портфолио, производства и продажи потребителям |
Передача законченного дизайн-проекта заказчику для реализации на производстве |
Модификация и доработка существующих моделей/коллекций детской одежды и обуви |
C/04.6 |
6 |
Выявление новых требований и пожеланий заказчика к модификации детской одежды и обуви и еще 4 |
Заявка на обучение
|
Определение современных требований к редизайну с учетом изменения потребностей потребителей, требований безопасности, детской возрастной физиологии и психологии, в том числе пола и возраста, гигиены детей, функциональности и эстетики, включая современные технологии и модные тенденции, а также появившиеся производственно-технологические возможности и новые материалы |
Проведение анализа существующих моделей/коллекций детской одежды и обуви на наличие слабых мест и проблем |
Внесение предложений по изменению ассортимента, улучшению качества, образа, конструкции и т.п. детской одежды и обуви в соответствии с новыми требованиями, производственными возможностями и новыми материалами |
Внесение изменений в дизайн моделей/коллекций детской одежды и обуви старого образца |
D |
Внедрение в производство и контроль изготовления моделей/коллекций детской одежды и обуви |
6 |
• Модельер-конструктор • Дизайнер-модельер • Дизайнер детской одежды и еще 3• Дизайнер детской обуви • Дизайнер-конструктор детской обуви • Дизайнер-конструктор детской одежды
|
• Высшее образование - бакалавриат, в исключительных случаях среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена и еще 1• Дополнительное образование по дизайну детской одежды и обуви или психологии и физиологии детей (повышение квалификации)
|
При наличии высшего образования требования к опыту работы не предъявляются, при наличии среднего профессионального образования стаж работы в должностях 5-го уровня квалификации не менее трех лет
|
Техническое моделирование и адаптация отобранных моделей/коллекций детской одежды и обуви к технологическому процессу производства |
D/01.6 |
6 |
Определение технологической последовательности изготовления и еще 8 |
Заявка на обучение
|
Совместно с конструкторами и технологами производства определение элементов моделей/коллекций детской одежды и обуви, нуждающихся в корректировке в соответствии с требованиями технологического процесса |
Внесение необходимых изменений для серийного (массового) производства с учетом материалов и оборудования |
Внесение предложений по модификации производственных технологий и оборудования |
Разработка чертежей или лекал образца детской одежды/обувных колодок по базовой модели или ее графическому изображению и техническое размножение на все размеры совместно с конструктором и технологом производства |
Проектирование пресс-форм детской обуви |
Координирование и согласование рабочей документации в процессе ее совместной разработки с конструкторами и технологами |
Создание и утверждение промышленного (эталонного) образца |
Разработка рекомендаций и постановка технических заданий для производства по серийному выпуску детской одежды и обуви |
Авторский надзор и контроль изготовления опытной партии изделий на соответствие эталонному образцу |
D/02.6 |
6 |
Контроль правильности выполнения рабочих операций и еще 6 |
Заявка на обучение
|
Контроль качества и соответствия внешнего вида образцов эталонному образцу |
Проведение постоянного мониторинга и контроля выполнения требований дизайн-проекта (проведение измерений, дизайнерских исследований, дизайн-анализа) с целью предупреждения или корректировки возможных изменений определенных параметров эталонного образца моделей/коллекций детской одежды и обуви при серийном производстве |
Принятие оперативных решений при возникновении отклонений от промышленного (эталонного) образца |
Консультирование заказчика и его сотрудников по всем возникающим вопросам, касающимся дизайна переданных в производство моделей/коллекций детской одежды и обуви |
Согласование изменений/дополнений в проектные решения |
Подготовка материалов по отличительным особенностям дизайнерских решений для проведения работ по стандартизации и сертификации изделий |
E |
Руководство работами по разработке моделей/коллекций детской одежды и обуви |
7 |
• Креативный директор • Арт-директор • Старший дизайнер-конструктор и еще 2• Руководитель отдела дизайна • Руководитель дизайн-проектов
|
• Высшее образование - бакалавриат и еще 2• Дополнительное образование по дизайну детской одежды и обуви или психологии и физиологии детей (повышение квалификации) • Дополнительное образование по менеджменту (повышение квалификации или профессиональная переподготовка или магистратура или второе высшее образование)
|
Не менее 3 лет в должностях 6-го уровня квалификации
|
Планирование разработки моделей/коллекций детской одежды и обуви |
E/01.7 |
7 |
Формулирование и согласование с заказчиком целей и задач разработки моделей/коллекций детской одежды и обуви и сроков их достижения и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Разработка дизайн-стратегий |
Планирование коллекции детской одежды и обуви: определение количества моделей с учетом политики цен заказчика, методов распределения, количества коллекций, выпускаемых в год, и т.п. |
Определение состава, сроков и стоимости разработки дизайна детской одежды и обуви в зависимости от условий заказа и согласование их с заказчиком |
Определение основных этапов работ, сфер ответственности, крайних сроков для своей команды и для команды клиента |
Проведение совещаний с участниками проекта с целью учета всех деталей при планировании |
Организация работ по разработке моделей/коллекций детской одежды и обуви |
E/02.7 |
7 |
Прием заказов на разработку и реализацию детской одежды и обуви и еще 13 |
Заявка на обучение
|
Определение комплекса дизайнерских функций и содержательное наполнение каждой из них |
Объяснение специалистам основной идеи, цели и задач проекта и основных направлений его реализации |
Распределение работ среди структурных подразделений и членов команды, закрепление их в соответствующих должностных инструкциях |
Определение функциональных связей между сотрудниками, реализующими дизайнерские функции |
Создание систем взаимодействия специалистов, отвечающих за дизайн, с другими специалистами организации, обеспечение координации дизайнерской и других функциональных сфер деятельности организации (межфункциональных связей) |
Оценка дизайнерских достоинств и потенциала творческих проектных идей |
Управление бюджетом разработки моделей/коллекций детской одежды и обуви |
Выбор и организация работ с подрядчиками, поставщиками и другими сторонними организациями, привлекаемыми к разработке моделей/коллекций детской одежды и обуви |
Управление рисками дизайн-проекта |
Создание новых методов, процессов создания дизайна детской одежды и обуви |
Контроль над обеспечением материалами, инструментами, техническими средствами |
Юридическое обеспечение дизайн-процесса разработки моделей/коллекций детской одежды и обуви |
Организация показов и выставок моделей/коллекций детской одежды и обуви |
Контроль разработки моделей/коллекций детской одежды и обуви |
E/03.7 |
7 |
Формирование ключевых показателей эффективности дизайнерской деятельности и еще 9 |
Заявка на обучение
|
Проведение регулярного мониторинга разработки моделей/коллекций детской одежды и обуви |
Определение контрольных показателей, мероприятий, промежуточных этапов контроля, масштабов допустимых отклонений |
Анализ результатов и их сопоставление с поставленными целями и задачами |
Анализ соответствия разрабатываемых моделей/коллекций детской одежды и обуви потребностям целевых групп потребителей (детей, родителей) и требованиям заказчика |
Сопоставление реальных результатов с контрольными показателями |
Контроль и разрешение проблемных ситуаций |
Контроль исполнения договорных отношений с подрядчиками и другими сторонними организациями |
Оценка эффективности дизайна и успеха разработанных моделей/коллекций детской одежды и обуви |
Определение необходимых корректирующих действий и разработка мер по повышению эффективности |