Обобщенные трудовые функции |
Возможные наименования должностей, профессий |
Требования к образованию и обучению |
Требования к опыту практической работы |
Трудовые функции |
Трудовые действия |
|
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
A |
Вспомогательная деятельность по сопровождению при оказании экскурсионных услуг |
3 |
Ассистент экскурсовода (гида)
|
Профессиональное обучение - программа профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих
|
-
|
Информационная и организационная поддержка экскурсовода (гида) при оказании экскурсионных услуг |
A/01.3 |
3 |
Учет и контроль количества туристов (экскурсантов) при оказании экскурсионных услуг и еще 4 |
Заявка на обучение
|
Обеспечение туристов (экскурсантов) информационными материалами |
Оказание помощи экскурсоводу в использовании и демонстрации материалов "портфеля экскурсовода" |
Контроль за соблюдением туристами (экскурсантами) правил поведения на маршруте экскурсии |
Оказание помощи экскурсоводу (гиду) при обеспечении туристов (экскурсантов) входными билетами на посещаемые объекты показа |
Оказание помощи экскурсоводу (гиду) в процессе экскурсионного обслуживания |
A/02.3 |
3 |
Выполнение поручений экскурсовода информационно-справочного, технического и организационного характера и еще 6 |
Заявка на обучение
|
Оказание помощи экскурсоводу (гиду) при организации встречи туристов (экскурсантов) в месте сбора экскурсии |
Оказание помощи экскурсоводу (гиду) при сопровождении туристов (экскурсантов) к объектам показа, объектам общественного питания, местам проведения культурно-зрелищных/спортивных мероприятий, средствам размещения |
Оказание помощи туристам (экскурсантам) с ограниченными возможностями здоровья |
Осуществление взаимодействия со структурными подразделениями экскурсионных бюро |
Информирование туристов (экскурсантов) о противоэпидемических мерах |
Организация, при необходимости, вызова служб экстренной помощи |
B |
Вспомогательная деятельность по реализации экскурсионных услуг |
4 |
Агент по приему и обработке заказов
|
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
|
-
|
Прием и обработка заказов на экскурсии |
B/01.4 |
4 |
Консультирование клиентов по правилам оформления и приема заказов на экскурсионные услуги и еще 3 |
Заявка на обучение
|
Получение, учет и оформление заказов на экскурсии |
Формирование экскурсионных групп в соответствии с поступившими заказами |
Поддержание контактов с туристскими информационными центрами |
Проведение подготовительной работы по реализации заказа на проведение экскурсии |
B/02.4 |
4 |
Координация работы подразделений по реализации заказов на экскурсионные услуги и еще 4 |
Заявка на обучение
|
Ведение информационной базы данных о реализуемых заказах на экскурсионные услуги |
Контроль реализации заказов на экскурсионные услуги |
Ведение отчетности о реализованных заказах на экскурсионные услуги |
Поддержание контактов с туристскими информационными центрами |
C |
Организационное обеспечение оказания экскурсионных услуг |
5 |
Организатор экскурсий
|
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
|
Не менее одного года вспомогательной деятельности по реализации экскурсионных услуг в экскурсионных организациях
|
Организация экскурсий |
C/01.5 |
5 |
Бронирование транспортных услуг для организации экскурсий и еще 4 |
Заявка на обучение
|
Организация питания туристов (экскурсантов) |
Организация посещения объектов экскурсионного показа |
Обеспечение экскурсоводов (гидов) информацией о маршрутах экскурсий |
Поддержание контактов с туристскими информационными центрами |
Разработка программ экскурсионного обслуживания |
C/02.5 |
5 |
Определение и уточнение тематики программ экскурсионного обслуживания и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Отбор и изучение экскурсионных объектов |
Отбор объектов инфраструктуры в соответствии с разработанной программой экскурсионного обслуживания |
Формирование программ экскурсионного обслуживания |
Формирование экскурсионных групп с учетом совместных интересов туристов (экскурсантов) |
Поддержание контактов с туристскими информационными центрами |
D |
Оказание экскурсионных услуг |
6 |
• Экскурсовод (гид) • Гид-переводчик
|
• Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звенаили и еще 3• Среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области, соответствующей профилю работы экскурсовода (гида) или гида-переводчикаили • Высшее образование - бакалавриатили • Высшее образование (непрофильное) - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области, соответствующей профилю работы экскурсовода (гида) или гида-переводчика
|
-
|
Разработка экскурсий |
D/01.6 |
6 |
Составление маршрута и текста экскурсии и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Отбор объектов для показа во время экскурсии |
Отбор информационных материалов для проведения экскурсии |
Определение методических приемов проведения экскурсии |
Объезд (обход) маршрута экскурсии |
Оформление экскурсионной документации |
Сопровождение туристов (экскурсантов) по маршруту экскурсии |
D/02.6 |
6 |
Организация сопровождения туристов (экскурсантов) в процессе перевозки на маршруте экскурсии и еще 6 |
Заявка на обучение
|
Организация сопровождения туристов (экскурсантов) к объектам показа, объектам общественного питания, местам проведения культурно-зрелищных/спортивных мероприятий, средствам размещения |
Организация сопровождения туристов (экскурсантов) с ограниченными возможностями здоровья |
Инструктирование туристов (экскурсантов) о правилах поведения и безопасности на маршруте экскурсии |
Оперативное информирование туристов (экскурсантов) об изменениях в программе экскурсионного обслуживания |
Обеспечение соответствия маршрута экскурсии заявке на экскурсионное обслуживание |
Оформление экскурсионной документации |
Ознакомление туристов (экскурсантов) с объектами показа |
D/03.6 |
6 |
Информирование туристов (экскурсантов) о посещаемых объектах показа и инфраструктуры, а также о местных культурных и поведенческих особенностях, связанных с национальными и локальными традициями и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Рассказ об объектах экскурсионного показа с применением техник ведения экскурсий и методических рекомендаций |
Инструктирование туристов (экскурсантов) о правилах поведения и безопасности на маршрутах экскурсий |
Предоставление путевой информации по маршруту экскурсии |
Контроль за передвижением туристов (экскурсантов) по маршруту экскурсии, соблюдением расписания экскурсии |
Осуществление коммуникации с туристами (экскурсантами), их консультирование по маршруту экскурсии |
E |
Организация экскурсионной деятельности |
7 |
• Директор экскурсионного бюро • Управляющий экскурсионным бюро
|
• Высшее образование - бакалавриатили и еще 1• Высшее образование - магистратура
|
Не менее трех лет по оказанию экскурсионных услуг при наличии высшего образования уровня бакалавриата
|
Определение концепции и стратегии развития экскурсионной организации |
E/01.7 |
7 |
Определение концепции развития экскурсионной организации (подразделения) и еще 2 |
Заявка на обучение
|
Разработка стратегии и плана развития экскурсионной организации (подразделения) |
Обеспечение реализации проектов в соответствии с утвержденной стратегией развития экскурсионной организации (подразделения) |
Организация деятельности по реализации экскурсионных услуг |
E/02.7 |
7 |
Осуществление общего руководства основной, административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью экскурсионной организации (подразделения) и еще 5 |
Заявка на обучение
|
Утверждение текущих и перспективных планов работы экскурсионной организации (подразделения) и контроль их выполнения |
Прогнозирование и планирование объемов реализации услуг |
Формирование маркетинговой стратегии экскурсионной организации (подразделения) и руководство маркетингом и продажами экскурсионных услуг |
Организация работы по разработке программ и технологических документов маршрутов экскурсий |
Организация работы по выявлению проблем в деятельности экскурсионной организации (подразделения), рассмотрению замечаний и предложений клиентов, управлению конфликтными ситуациями и их разрешению |
Формирование и реализация кадровой политики экскурсионной организации |
E/03.7 |
7 |
Разработка штатного расписания экскурсионной организации (подразделения) и еще 3 |
Заявка на обучение
|
Разработка сметы расходов экскурсионной организации (подразделения) |
Обеспечение выполнения правил внутреннего трудового распорядка экскурсионной организации (подразделения) |
Организация соблюдения требований охраны труда сотрудниками экскурсионной организации (подразделения) |