Учебный план и рабочая программа
дополнительного профессионального образования по образовательной программе «Специалист по работе с семьей»
в объёме 40 академических часов
Учебный план показать
№ | Дисциплины (модули) | Часы |
---|---|---|
1 | Нормативно-правовые основы работы с семьей | 9 |
2 | Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин | 10 |
3 | Ведение учета разных типов семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в том числе в замещающих семьях, передача сведений | 10 |
4 | Проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности | 2 |
5 | Итоговая аттестация | 2 |
Рабочая программа показать
1. Нормативно-правовые основы работы с семьей
Социальное законодательство в России
Государственная социально-экономическая политика
Политика государства и правовая база в области социального обеспечения инвалидов
Политика государства и правовая база в области социального обеспечения пожилого населения
Политика государства и правовая база в области социального обеспечения несовершеннолетних, оставшихся без родителей
Правовое регулирование и государственная политика в сфере занятости населения
Социальные выплаты
Медико-социальное обеспечение
Государственный (муниципальный) социальный заказ
в объёме 72 академических часов
Учебный план показать
№ | Дисциплины (модули) | Часы |
---|---|---|
1 | Нормативно-правовые основы работы с семьей | 14 |
2 | Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин | 14 |
3 | Ведение учета разных типов семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в том числе в замещающих семьях, передача сведений | 14 |
4 | Проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности | 14 |
5 | Организация и оказание всесторонней поддержки и адресных услуг, определение видов необходимой помощи детям в разных типах семей | 2 |
6 | Итоговая аттестация | 2 |
Рабочая программа показать
1. Нормативно-правовые основы работы с семьей
Социальное законодательство в России
Государственная социально-экономическая политика
Политика государства и правовая база в области социального обеспечения инвалидов
Политика государства и правовая база в области социального обеспечения пожилого населения
Политика государства и правовая база в области социального обеспечения несовершеннолетних, оставшихся без родителей
Правовое регулирование и государственная политика в сфере занятости населения
Социальные выплаты
Медико-социальное обеспечение
Государственный (муниципальный) социальный заказ
в объёме 120 академических часов
Учебный план показать
№ | Дисциплины (модули) | Часы |
---|---|---|
1 | Нормативно-правовые основы работы с семьей | 18 |
2 | Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин | 20 |
3 | Ведение учета разных типов семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в том числе в замещающих семьях, передача сведений | 20 |
4 | Проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности | 20 |
5 | Организация и оказание всесторонней поддержки и адресных услуг, определение видов необходимой помощи детям в разных типах семей | 20 |
6 | Активизация потенциала семей и семей с детьми, поддержка их ресурса и реализация услуг по организации вывода | 4 |
7 | Итоговая аттестация | 4 |
Рабочая программа показать
1. Нормативно-правовые основы работы с семьей
Социальное законодательство в России
Государственная социально-экономическая политика
Политика государства и правовая база в области социального обеспечения инвалидов
Политика государства и правовая база в области социального обеспечения пожилого населения
Политика государства и правовая база в области социального обеспечения несовершеннолетних, оставшихся без родителей
Правовое регулирование и государственная политика в сфере занятости населения
Социальные выплаты
Медико-социальное обеспечение
Государственный (муниципальный) социальный заказ
в объёме 144 академических часов
Учебный план показать
№ | Дисциплины (модули) | Часы |
---|---|---|
1 | Нормативно-правовые основы работы с семьей | 20 |
2 | Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин | 20 |
3 | Ведение учета разных типов семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в том числе в замещающих семьях, передача сведений | 20 |
4 | Проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности | 20 |
5 | Организация и оказание всесторонней поддержки и адресных услуг, определение видов необходимой помощи детям в разных типах семей | 20 |
6 | Активизация потенциала семей и семей с детьми, поддержка их ресурса и реализация услуг по организации вывода | 20 |
7 | Осуществление и восстановление внутрисемейных связей, организация и проведение подготовки ребенка к возврату в кровную семью | 4 |
8 | Итоговая аттестация | 4 |
Рабочая программа показать
1. Нормативно-правовые основы работы с семьей
Социальное законодательство в России
Государственная социально-экономическая политика
Политика государства и правовая база в области социального обеспечения инвалидов
Политика государства и правовая база в области социального обеспечения пожилого населения
Политика государства и правовая база в области социального обеспечения несовершеннолетних, оставшихся без родителей
Правовое регулирование и государственная политика в сфере занятости населения
Социальные выплаты
Медико-социальное обеспечение
Государственный (муниципальный) социальный заказ
в объёме 260 академических часов
Учебный план показать
№ | Дисциплины (модули) | Часы |
---|---|---|
1 | Нормативно-правовые основы работы с семьей | 36 |
2 | Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин | 36 |
3 | Ведение учета разных типов семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в том числе в замещающих семьях, передача сведений | 36 |
4 | Проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности | 36 |
5 | Организация и оказание всесторонней поддержки и адресных услуг, определение видов необходимой помощи детям в разных типах семей | 36 |
6 | Активизация потенциала семей и семей с детьми, поддержка их ресурса и реализация услуг по организации вывода | 36 |
7 | Осуществление и восстановление внутрисемейных связей, организация и проведение подготовки ребенка к возврату в кровную семью | 8 |
8 | Итоговая аттестация | 8 |
Рабочая программа показать
1. Нормативно-правовые основы работы с семьей
Социальное законодательство в России
Государственная социально-экономическая политика
Политика государства и правовая база в области социального обеспечения инвалидов
Политика государства и правовая база в области социального обеспечения пожилого населения
Политика государства и правовая база в области социального обеспечения несовершеннолетних, оставшихся без родителей
Правовое регулирование и государственная политика в сфере занятости населения
Социальные выплаты
Медико-социальное обеспечение
Государственный (муниципальный) социальный заказ
в объёме 520 академических часов
Учебный план показать
№ | Дисциплины (модули) | Часы |
---|---|---|
1 | Нормативно-правовые основы работы с семьей | 42 |
2 | Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин | 42 |
3 | Ведение учета разных типов семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в том числе в замещающих семьях, передача сведений | 42 |
4 | Проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности | 42 |
5 | Организация и оказание всесторонней поддержки и адресных услуг, определение видов необходимой помощи детям в разных типах семей | 42 |
6 | Активизация потенциала семей и семей с детьми, поддержка их ресурса и реализация услуг по организации вывода | 42 |
7 | Осуществление и восстановление внутрисемейных связей, организация и проведение подготовки ребенка к возврату в кровную семью | 42 |
8 | Проведение мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей и семей с детьми, планирование программ | 42 |
9 | Разработка социальных проектов и внедрение их в работу с разными типами семей и семей с детьми с привлечением специалистов | 42 |
10 | Обеспечение представительства интересов несовершеннолетних в суде, различных учреждениях и организациях в целях защиты их прав | 42 |
11 | Итоговая аттестация | 8 |
Рабочая программа показать
1. Нормативно-правовые основы работы с семьей
Социальное законодательство в России
Государственная социально-экономическая политика
Политика государства и правовая база в области социального обеспечения инвалидов
Политика государства и правовая база в области социального обеспечения пожилого населения
Политика государства и правовая база в области социального обеспечения несовершеннолетних, оставшихся без родителей
Правовое регулирование и государственная политика в сфере занятости населения
Социальные выплаты
Медико-социальное обеспечение
Государственный (муниципальный) социальный заказ
10. Обеспечение представительства интересов несовершеннолетних в суде, различных учреждениях и организациях в целях защиты их прав
Привлечение общественных организаций к правовой поддержке несовершеннолетних. Осуществление функций представителя при устранении препятствий для общения ребенка с близкими родственниками.
Проведение тренингов и осуществление действий по правовой грамотности несовершеннолетних. Проведение тренингов на знание прав, обязанностей несовершеннолетних.
Обеспечение приоритета интересов ребенка в образовании. Обеспечение представительства законных интересов детей в случаях наличия разногласий между интересами родителей.
Осуществление правовой информированности и грамотности детей разных возрастов и типов семей. Представление интересов детей и грамотная защита их прав в различных организациях.
Ведение документации, служебной переписки в соответствии с требованиями.
Оформление документов для представления интересов детей в суде, полиции, других организациях.
Владение современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.).
Вопрос 7
2. Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин
Подбор методов и способов проведения обследования различных типов семей. Планирование и проведение обследования условий жизни и воспитания детей в разных типах семей (неблагополучных, замещающих).
Изучение особенностей социально-бытовых и психолого-педагогических условий жизни и воспитания детей в разных типах семей, в том числе в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей (замещающих семей). Выявление причин неблагополучия, определение признаков пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей.
Установление контакта с родителями, лицами, их замещающими. Диагностика отклонений в функционировании различных типов семей с детьми. Изучение особенностей личностного развития и поведения детей, нуждающихся в помощи государства.
Определение направлений работы по улучшению взаимоотношений в различных типах семей и их социального окружения. Оценка рисков, ресурсов и потенциала различных типов семей с детьми, а также членов семей в обществе.
Систематизация и анализ семейных проблем с детьми в разных типах семей. Определение возможности проведения социально-психологической реабилитации детей и семей. Подбор методов для изучения особенностей развития ребенка в ситуации семейного неблагополучия или проблем в социуме с учетом национально-культурных особенностей и социального положения ребенка.
Проведение комплексного изучения ребенка в социуме. Привлечение экспертов для оценки уровня личностного развития детей из неблагополучных семей и определения программ их развития. Выявление причин особого развития и поведения ребенка, нуждающегося в помощи государства, подбор технологий оказания помощи и поддержки, привлечение необходимых специалистов. Выявление фактов злоупотребления алкоголем и прочими психоактивными веществами, асоциального поведения членов семей, их учета в полиции, социальной защите.
Определение направлений работы по улучшению взаимоотношений с детьми в разных типах семей и институтами социализации. Ведение документации и служебной переписки в соответствии с требованиями к отчетности, качеству ее предоставления. Разработка рекомендаций по сопровождению различных типов семей.
Вопрос 7
3. Ведение учета разных типов семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в том числе в замещающих семьях, передача сведений
Сбор первичных документов и информации о социальной ситуации детей в разных типах семей и социуме. Проверка первичных документов и информации. Организация прихода специалистов в различные типы семей с ребенком.
Анализ документов, свидетельствующих о трудной жизненной ситуации семьи с ребенком. Анализ первичных документов и собранной информации. Проведение развернутого интервью родителей и ребенка, первой беседы с ребенком и семьей по уточнению информации.
Составление необходимой документации (акта, протокола, характеристики, сведений и т.д.). Консультирование семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Подбор и уточнение информации о социальном окружении ребенка и семьи. Подготовка и организация запроса необходимых сведений, информации, документации из других ведомств о положении детей в семьях.
Ведение учета разных типов семей с детьми (признанных находящимися в трудных жизненных ситуациях, кризисных ситуациях, социально опасном положении, проживающих в семейном неблагополучии). Проведение систематизации различных типов семей с детьми.
Разработка плана помощи детям из различных типов семей. Передача сведений в распределенный банк данных регионального и муниципального уровня системы учета семей с детьми.
Ведение служебной документации и переписки. Проведение анализа государственной статистической отчетности, при необходимости проведение выборочного социологического опроса населения.
Вопрос 7
4. Проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности
Подбор методов обследования и диагностики социальных условий жизни и воспитания детей в различных типах семей, в том числе и замещающих. Выявление отклонений в функционировании семей.
Оценка рисков и последствий отклонений в функционировании семей для развития детей. Определение возможностей активизации потенциала семей. Организация и проведение социально-психологической реабилитации семей с детьми. Обобщение результатов эффективности работы специалистов с разными типами семей с детьми.
Проведение оценки эффективности мер по разрешению проблем детей разного возраста, типа семьи, специфики жизненной ситуации. Организация встреч специалистов с родителями и проведение консультирования по вопросам воспитания детей.
Разработка программ оказания помощи по изменению условий жизни и воспитания детей в различных типах семей. Вынесение объективной оценки условий жизни и воспитания детей в различных типах семей, в том числе и замещающих. Предоставление рекомендаций или предложений по изменению взаимоотношений с социумом, как семьям, так и специалистам.
Организация работы с сетью социальных контактов в социальном окружении различных типов семей. Разработка программ оказания помощи семьям с детьми. Создание команды специалистов по комплексной реабилитации последствий дезадаптации детей разного возраста.
Выявление случаев и использование технологии работы со случаем. Проведение оценки результативности работы со случаем на основе сбора экспертных оценок и мнений специалистов, полученных результатов и показателей. Обоснование и осуществление закрытия случая при положительном результате работы с разными типами семей с детьми.
Осуществление передачи случая другим службам при необходимости продолжения работы с семьей и детьми. Составление плана и стратегии дальнейшей работы с семьей и ребенком. Проведение профилактики негативных явлений в детской среде.
Вопрос 7
5. Организация и оказание всесторонней поддержки и адресных услуг, определение видов необходимой помощи детям в разных типах семей
Проведение сбора информации о необходимости оказания адресных услуг различным типам семей с детьми. Анализ информации о видах помощи семье с детьми или детям и систематизирование полученной информации. Определение видов социально-правовой, психолого-педагогической и медицинской помощи различным типам семей с детьми.
Разработка индивидуальных программ сопровождения разных типов семей с детьми. Создание межведомственной команды для оказания различных видов помощи. Координирование действия различных ведомств и учреждений по реализации индивидуальной программы помощи семье и детям.
Подбор инновационной технологии для проведения комплексной работы с семьей по предотвращению распада семьи. Организация оказания различных видов помощи семьям с детьми другими специалистами.
Использование современных технологий поддержки различных типов семей с детьми, способствующих улучшению взаимоотношений в семье и социуме. Организация встреч с семьей и детьми для обсуждения проблем. Выявление уровня социализации семьи, видов нарушений ее социализации.
Отслеживание изменений в семье и их фиксирование. Использование технологий профилактики социального сиротства с целью сохранения семьи для ребенка. Осуществление профилактики социального сиротства.
Использование возможностей оставления ребенка в кровной семье. Оказание влияния на мотивацию семей к изменению в положительную сторону.
Проведение консультирования по различным вопросам, связанным с оказанием помощи семье и детям. Обеспечение посредничества между семьей и детьми и различными специалистами (учреждениями, организациями) с целью решения ряда проблем.
Вопрос 7
6. Активизация потенциала семей и семей с детьми, поддержка их ресурса и реализация услуг по организации вывода
Определение потенциала и ресурса различных типов семей с детьми. Владение в работе с разными типами семей с детьми современными технологиями мобилизации внутренних ресурсов семьи. Привлечение внешних систем поддержки семей с детьми для активизации их ресурсов.
Применение инновационных технологий оказания помощи при выявлении семейного неблагополучия. Включение семьи в социум с целью исключения эксклюзии. Применение технологий помощи семье для возможности оставления ребенка в кровной семье.
Организация совместно с другими ведомствами социально-реабилитационного пространства в ближайшем окружении семей с детьми. Сбор информации о семейных взаимоотношениях с детьми. Организация социально-психологической реабилитации детей и различных типов семей.
Разработка коррекционных программ, направленных на изменение семейных взаимоотношений, умений услышать ребенка, понять его потребности. Подготовка договора о совместной деятельности семьи с детьми и организации.
Обеспечение комплексного подхода различных ведомств к выводу семьи с детьми из трудной жизненной ситуации. Обеспечение координации деятельности специалистов различных ведомств в решении актуальных задач семьи с детьми.
Проведение профилактической работы по предупреждению появления трудной жизненной ситуации семей с детьми. Содействие активизации собственных ресурсов семьи с детьми и потенциала социального окружения для выхода из трудной жизненной ситуации. Проведение консультирования семей с детьми по взаимодействию с разными ведомствами.
Оказание помощи в оформлении документов, необходимых для получения востребованной помощи семье. Повышение профессиональной квалификации. Участие в межведомственной работе по профилактике асоциального поведения, социального сиротства.
Вопрос 7
7. Осуществление и восстановление внутрисемейных связей, организация и проведение подготовки ребенка к возврату в кровную семью
Организация группы специалистов для восстановления внутрисемейных связей ребенка с кровной семьей. Оценка результативности работы с расширенной семьей и возможности возвращения ребенка.
Установление контакта ребенка с расширенной семьей. Выявление уровня готовности ребенка к переходу в семью.
Оценка готовности кровной семьи к возвращению ребенка. Организация встречи ребенка с кровной семьей, их общения.
Разработка программ подготовки ребенка к возвращению в кровную семью. Сопровождение различных типов семей с детьми.
Проведение мероприятий по привлечению кандидатов в замещающие семьи. Вынесение объективной оценки результатам готовности ребенка и семьи к приему ребенка.
Разработка программ устройства детей в замещающие семьи в зависимости от возраста, проблем. Разработка программ сопровождения различных видов семей.
Организация сопровождения замещающей семьи. Организация взаимодействия ребенка с семьей.
Вопрос 7
8. Проведение мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей и семей с детьми, планирование программ
Обобщение полученных результатов мониторинга. Описание особенностей социальных условий жизни семьи с детьми и ее окружения.
Предоставление объективной оценки результатов отношений в семьях с детьми. Выявление обстоятельств возникновения трудной жизненной ситуации семей с детьми по месту жительства.
Предоставление рекомендаций по изменениям социокультурного окружения и условий жизни семей с детьми для обсуждения со специалистами муниципального объединения. Организация взаимодействия социального окружения с различными типами семей. Способствование созданию условий для успешной адаптации ребенка и семьи в социуме.
Разработка программ изменения социокультурного окружения различных типов семей с детьми. Разработка программ оказания помощи семьям с детьми.
Создание команды специалистов по комплексной реабилитации последствий дезадаптации детей разного возраста. Проведение профилактики негативных явлений в детской среде.
Разработка и проведение программ профилактики девиантного поведения детей. Разработка программ оказания различных видов помощи и поддержки семей с детьми с целью преодоления риска социального неравенства.
Привлечение волонтеров или добровольцев для реализации программ оказания помощи семьям с детьми. Повышение профессиональной квалификации в области реализации трудовой функции.
Вопрос 7
9. Разработка социальных проектов и внедрение их в работу с разными типами семей и семей с детьми с привлечением специалистов
Диагностика социальных условий жизни детей в разных семьях. Оценка эффективности мер по разрешению проблем детей различного возраста, типа семьи, специфики жизненной ситуации.
Обобщение результатов эффективности работы специалистов с разными типами семей с детьми. Организация встреч специалистов с родителями.
Разработка социальных проектов по профилактике социального сиротства и оказанию помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Внедрение социальных проектов в работе с разными типами семей с детьми. Создание компендиума эффективных социальных проектов.
Создание банка инновационных технологий работы с разными семьями и детьми. Привлечение общественных организаций и добровольцев для оказания помощи семьям и группам населения.
Проведение с родителями консультирования по вопросам воспитания детей. Разработка программ оказания помощи по изменению условий жизни и воспитания детей в разных типах семей для осуществления эпизодического контроля.
Создание группы родительской взаимопомощи для поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Организация клубов для родителей по разным проблемам, востребованным в социальном окружении. Организация взаимодействия общественных организаций с разными типами семей для их социализации. Предоставление рекомендаций или предложений по изменению взаимоотношений с социумом, как семьям, так и специалистам.
Организация работы с сетью социальных контактов в социальном окружении разных типов семей. Общение с разными общественными организациями. Организация взаимопомощи специалистов при работе с разными типами семей.
Вопрос 7