Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 683н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по работе с семьей" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 N 30849)
Обобщенные трудовые функции |
Возможные наименования должностей, профессий |
Требования к образованию и обучению |
Требования к опыту практической работы |
Трудовые функции |
Трудовые действия |
|
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
A |
Деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью оказания им помощи |
6 |
Специалист по работе с семьей
|
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности, рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки
|
-
|
Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия |
A/01.6 |
6 |
Подбор методов и способов проведения обследования различных типов семей и еще 18 |
Заявка на обучение
|
Планирование и проведение обследования условий жизни и воспитания детей в разных типах семей (неблагополучных, замещающих) |
Изучение особенностей социально-бытовых и психолого-педагогических условий жизни и воспитания детей в разных типах семей, в том числе в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей (далее - замещающих семей) |
Выявление причин неблагополучия, определение признаков пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей |
Установление контакта с родителями, лицами, их замещающими |
Диагностика отклонений в функционировании различных типов семей с детьми |
Изучение особенностей личностного развития и поведения детей, нуждающихся в помощи государства |
Определение направлений работы по улучшению взаимоотношений в различных типах семей и их социального окружения |
Оценка рисков, ресурсов и потенциала различных типов семей с детьми, а также членов семей в обществе |
Систематизация и анализ семейных проблем с детьми в разных типах семей |
Определение возможности проведения социально- психологической реабилитации детей и семей |
Подбор методов для изучения особенностей развития ребенка в ситуации семейного неблагополучия или проблем в социуме с учетом национально-культурных особенностей и социального положения ребенка |
Проведение комплексного изучения ребенка в социуме |
Привлечение экспертов для оценки уровня личностного развития детей из неблагополучных семей и определения программ их развития |
Выявление причин особого развития и поведения ребенка, нуждающегося в помощи государства, подбор технологий оказания помощи и поддержки, привлечение необходимых специалистов |
Выявление фактов злоупотребления алкоголем и прочими психоактивными веществами, асоциального поведения членов семей, их учета в полиции, социальной защите |
Определение направлений работы по улучшению взаимоотношений с детьми в разных типах семей и институтами социализации |
Ведение документации и служебной переписки в соответствии с требованиями к отчетности, качеству ее предоставления |
Разработка рекомендаций по сопровождению различных типов семей |
Ведение учета разных типов семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в том числе в замещающих семьях, передача сведений в распределенный банк данных регионального и муниципального уровня системы учета семей |
A/02.6 |
6 |
Сбор первичных документов и информации о социальной ситуации детей в разных типах семей и социуме и еще 15 |
Заявка на обучение
|
Проверка первичных документов и информации |
Организация прихода специалистов в различные типы семей с ребенком |
Анализ документов, свидетельствующих о трудной жизненной ситуации семьи с ребенком |
Проведение развернутого интервью родителей и ребенка, первой беседы с ребенком и семьей по уточнению информации |
Составление необходимой документации (акта, протокола, характеристики, сведений и т.д.) |
Анализ первичных документов и собранной информации |
Консультирование семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
Подбор и уточнение информации о социальном окружении ребенка и семьи |
Подготовка и организация запроса необходимых сведений, информации, документации из других ведомств о положении детей в семьях |
Ведение учета разных типов семей с детьми (признанных находящимися в трудных жизненных ситуациях, кризисных ситуациях, социально опасном положении, проживающих в семейном неблагополучии) |
Проведение систематизации различных типов семей с детьми |
Разработка плана помощи детям из различных типов семей |
Передача сведений в распределенный банк данных регионального и муниципального уровня системы учета семей с детьми |
Ведение служебной документации и переписки |
Проведение анализа государственной статистической отчетности, при необходимости проведение выборочного социологического опроса населения |
Проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности активизации потенциала семей и проведения социально-психологической реабилитации |
A/03.6 |
6 |
Подбор методов обследования социальных условий жизни и воспитания детей в различных типах семей, в том числе и замещающих и еще 21 |
Заявка на обучение
|
Диагностика социальных условий жизни детей в разных семьях |
Выявление отклонений в функционировании семей |
Оценка рисков и последствий отклонений в функционировании семей для развития детей |
Определение возможностей активизации потенциала семей |
Организация и проведение социально-психологической реабилитации семей с детьми |
Обобщение результатов эффективности работы специалистов с разными типами семей с детьми |
Проведение оценки эффективности мер по разрешению проблем детей разного возраста, типа семьи, специфики жизненной ситуации |
Организация встреч специалистов с родителями |
Проведение с родителями консультирования по вопросам воспитания детей |
Разработка программ оказания помощи по изменению условий жизни и воспитания детей в различных типах семей |
Вынесение объективной оценки условий жизни и воспитания детей в различных типах семей, в том числе и замещающих |
Предоставление рекомендаций или предложений по изменению взаимоотношений с социумом, как семьям, так и специалистам |
Организация работы с сетью социальных контактов в социальном окружении различных типов семей |
Разработка программ оказания помощи семьям с детьми |
Создание команды специалистов по комплексной реабилитации последствий дезадаптации детей разного возраста |
Выявлять случаи и использовать технологию работы со случаем |
Проводить оценку результативности работы со случаем на основе сбора экспертных оценок и мнений специалистов, полученных результатов и показателей |
Обосновывать и осуществлять закрытие случая при положительном результате работы с разными типами семей с детьми |
Осуществлять передачу случая другим службам при необходимости продолжения работы с семьей и детьми |
Составлять план и стратегию дальнейшей работы с семьей и ребенком |
Проводить профилактику негативных явлений в детской среде |
B |
Организация и оказание адресных социально- бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов помощи и поддержки разным типам семей и семьям с детьми, оценка их эффективности |
7 |
Специалист по работе с семьей
|
Высшее образование (за исключением программ бакалавриата) по профилю профессиональной деятельности, рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки
|
-
|
Организация и оказание всесторонней поддержки и адресных услуг, определение видов необходимой помощи детям в разных типах семей для разрешения трудной жизненной ситуации, преодоления неблагополучия, осуществление на межведомственной основе оказания различных видов помощи |
B/01.7 |
7 |
Проведение сбора информации о необходимости оказания адресных услуг различным типам семей с детьми и еще 17 |
Заявка на обучение
|
Анализ информации о видах помощи семье с детьми или детям и систематизирование полученной информации |
Определение видов социально-правовой, психолого-педагогической и медицинской помощи различным типам семей с детьми |
Разработка индивидуальных программ сопровождения разных типов семей с детьми |
Создание межведомственной команды для оказания различных видов помощи |
Координирование действия различных ведомств и учреждений по реализации индивидуальной программы помощи семье и детям |
Подбор инновационной технологии для проведения комплексной работы с семьей по предотвращению распада семьи |
Организация оказания различных видов помощи семьям с детьми другими специалистами |
Использование современных технологий поддержки различных типов семей с детьми, способствующих улучшению взаимоотношений в семье и социуме |
Организация встреч с семьей и детьми для обсуждения проблем |
Выявление уровня социализации семьи, видов нарушений ее социализации |
Отслеживание изменений в семье и их фиксирование |
Использование технологий профилактики социального сиротства с целью сохранения семьи для ребенка |
Осуществление профилактики социального сиротства |
Использование возможностей оставления ребенка в кровной семье |
Оказание влияния на мотивацию семей к изменению в положительную сторону |
Проведение консультирования по различным вопросам, связанным с оказанием помощи семье и детям |
Обеспечение посредничества между семьей и детьми и различными специалистами (учреждениями, организациями) с целью решения ряда проблем |
Активизация потенциала семей и семей с детьми, поддержка их ресурса и реализация услуг по организации вывода из трудной жизненной ситуации |
B/02.7 |
7 |
Определение потенциала и ресурса различных типов семей с детьми и еще 18 |
Заявка на обучение
|
Владение в работе с разными типами семей с детьми современными технологиями мобилизации внутренних ресурсов семьи |
Привлечение внешних систем поддержки семей с детьми для активизации их ресурсов |
Применение инновационных технологий оказания помощи при выявлении семейного неблагополучия |
Включение семьи в социум с целью исключения эксклюзии |
Применение технологий помощи семье для возможности оставления ребенка в кровной семье |
Организация совместно с другими ведомствами социально-реабилитационного пространства в ближайшем окружении семей с детьми |
Сбор информации о семейных взаимоотношениях с детьми |
Организация социально-психологической реабилитации детей и различных типов семей |
Разработка коррекционных программ, направленных на изменение семейных взаимоотношений, умений услышать ребенка, понять его потребности |
Подготовка договора о совместной деятельности семьи с детьми и организации |
Обеспечение комплексного подхода различных ведомств к выводу семьи с детьми из трудной жизненной ситуации |
Обеспечение координации деятельности специалистов различных ведомств в решении актуальных задач семьи с детьми |
Проведение профилактической работы по предупреждению появления трудной жизненной ситуации семей с детьми |
Содействие активизации собственных ресурсов семьи с детьми и потенциала социального окружения для выхода из трудной жизненной ситуации |
Проведение консультирования семей с детьми по взаимодействию с разными ведомствами |
Оказание помощи в оформлении документов, необходимых для получения востребованной помощи семье |
Повышение своей профессиональной квалификации |
Участие в межведомственной работе по профилактике асоциального поведения, социального сиротства |
Осуществление и восстановление внутрисемейных связей, организация и проведение подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью |
B/03.7 |
7 |
Организация группы специалистов для восстановления внутрисемейных связей ребенка с кровной семьей и еще 13 |
Заявка на обучение
|
Оценка результативности работы с расширенной семьей и возможности возвращения ребенка |
Установление контакта ребенка с расширенной семьей |
Выявление уровня готовности ребенка к переходу в семью |
Оценка готовности кровной семьи к возвращению ребенка |
Организация встречи ребенка с кровной семьей, их общения |
Разработка программ подготовки ребенка к возвращению в кровную семью |
Сопровождение различных типов семей с детьми |
Проведение мероприятий по привлечению кандидатов в замещающие семьи |
Вынесение объективной оценки результатам готовности ребенка и семьи к приему ребенка |
Разработка программ устройства детей в замещающие семьи в зависимости от возраста, проблем |
Разработка программ сопровождения различных видов семей |
Организация сопровождения замещающей семьи |
Организовать взаимодействие ребенка с семьей |
Проведение мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей и семей с детьми, планирование программ оказания разных видов помощи и поддержки с целью преодоления риска социального неравенства |
B/04.7 |
7 |
Обобщение полученных результатов мониторинга и еще 14 |
Заявка на обучение
|
Описание особенностей социальных условий жизни семьи с детьми и ее окружения |
Предоставление объективной оценки результатов отношений в семьях с детьми |
Выявление обстоятельств возникновения трудной жизненной ситуации семей с детьми по месту жительства |
Предоставление рекомендаций по изменениям социокультурного окружения и условий жизни семей с детьми для обсуждения со специалистами муниципального объединения |
Организация взаимодействия социального окружения с различными типами семей |
Способствование созданию условий для успешной адаптации ребенка и семьи в социуме |
Разработка программ изменения социокультурного окружения различных типов семей с детьми |
Разработка программ оказания помощи семьям с детьми |
Создание команды специалистов по комплексной реабилитации последствий дезадаптации детей разного возраста |
Проведение профилактики негативных явлений в детской среде |
Разработка и проведение программ профилактики девиантного поведения детей |
Разработка программ оказания различных видов помощи и поддержки семей с детьми с целью преодоления риска социального неравенства |
Привлечение волонтеров или добровольцев для реализации программ оказания помощи семьям с детьми |
Повышение профессиональной квалификации в области реализации трудовой функции |
Разработка социальных проектов и внедрение их в работу с разными типами семей и семей с детьми с привлечением специалистов на межведомственной основе |
B/05.7 |
7 |
Диагностика социальных условий жизни детей в разных семьях и еще 17 |
Заявка на обучение
|
Оценка эффективности мер по разрешению проблем детей различного возраста, типа семьи, специфики жизненной ситуации |
Обобщение результатов эффективности работы специалистов с разными типами семей с детьми |
Организация встреч специалистов с родителями |
Разработка социальных проектов по профилактике социального сиротства и оказанию помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации |
Внедрение социальных проектов в работе с разными типами семей с детьми |
Создание конпедиума эффективных социальных проектов |
Создание банка инновационных технологий работы с разными семьями и детьми |
Привлечение общественных организаций и добровольцев для оказания помощи семьям и группам населения |
Проведение с родителями консультирования по вопросам воспитания детей |
Разработка программ оказания помощи по изменению условий жизни и воспитания детей в разных типах семей для осуществления эпизодического контроля |
Создание группы родительской взаимопомощи для поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
Организация клубов для родителей по разным проблемам, востребованным в социальном окружении |
Организация взаимодействия общественных организаций с разными типами семей для их социализации |
Предоставление рекомендаций или предложений по изменению взаимоотношений с социумом, как семьям, так и специалистам |
Организация работы с сетью социальных контактов в социальном окружении разных типов семей |
Договариваться, общаться с разными общественными организациями |
Организовать взаимопомощь специалистов при работе с разными типами семей |
Обеспечение представительства интересов несовершеннолетних в суде, различных учреждениях и организациях в целях защиты их прав |
B/06.7 |
7 |
Привлечение общественных организаций к правовой поддержке несовершеннолетних и еще 10 |
Заявка на обучение
|
Осуществление функций представителя при устранении препятствий для общения ребенка с близкими родственниками |
Проведение тренингов и осуществление действий по правовой грамотности несовершеннолетних |
Обеспечение приоритета интересов ребенка в образовании |
Обеспечение представительства законных интересов детей в случаях наличия разногласий между интересами родителей |
Осуществление правовой информированности и грамотности детей разных возрастов и типов семей |
Проведение тренингов на знание прав, обязанностей несовершеннолетних |
Представление интересов детей и грамотная защита их прав в различных организациях |
Ведение документации, служебной переписки в соответствии с требованиями |
Оформление документов для представления интересов детей в суде, полиции, других организациях |
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.) |