Пути совершенствования НПА о защите прав учащихся

Автор: Алексеева Мария Сергеевна, преподаватель, кафедра управления закупками, Академия подготовки главных специалистов, г. Краснодар.

Библиографическая ссылка на статью: Алексеева М.С. Пути совершенствования НПА о защите прав учащихся // Журнал Академии подготовки главных специалистов. 2016. № 1. URL: http://specialitet.ru/articles/2016-01-03.

Учебные предметы в средне-образовательных школах, СУЗах и ВУЗах несмотря на формально одинаковый научный статус, имеют несколько отличающийся уровень достоверности. К примеру, такие обязательные предметы, как Геология, Генетика приближены к максимальной достоверности, в то время как История Востока и Этика семейной жизни отличаются предвзятыми кабинетными теоретизированиями и основаны, как правило, на предположениях и домыслах. Также есть предметы, которые представляют собой некий симбиоз достоверности и недостоверной информации. Наиболее ярким предметом из этой серии выступает этнопсихология.
При этом российское законодательство имеет ряд норм, которые запрещают распространение среди широких масс заведомо ложной информации и фактов, искажающих действительность.
Законодательные нормы диктуют следующее:
· запрещается размещение заведомо ложной информации в сети "Интернет" с целью распространения недостоверных фактов под видом достоверных (ст. 10.2 Закона № 149-ФЗ);
· потребитель имеет право потребовать предоставить ему достоверную информацию об исполнителе, а также реализуемых им товарах, услугах и т. д. В свою очередь исполнитель обязан предоставлять всю информацию потребителю, таким образом, обеспечивая возможность правильного и осознанного выбора (ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»);
· органы государственной власти РФ обязаны принимать соответствующие меры по защите детей, не достигших совершеннолетия от информации, наносящей вред их нравственному и духовному развитию, в том числе от расовой, социальной и классовой нетерпимости, а также религиозного неравенства (ст. 14 Закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
· реклама должна быть достоверной, а не искаженной по смыслу. Любой признак недостоверности в рекламной деятельности не допустим (ст. 5а Закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»);
· запрещается ведение или внедрение экстремистской деятельности, так как, это пропаганда по признаку социальной, религиозной, расовой и языковой принадлежности (ст. 1 Закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»);
· не допустимо использование установленных действующим законодательством журналистских прав в личных целях или с целью искажения достоверных фактов и их фальсификации (ст. 51 Закона № 2124-1).
Между тем, большинство учебной литературы по общественным наукам под видом достоверных научных трудов выдает информацию:
· наносящую непоправимый вред нравственному и духовному развитию не только взрослых, но и подрастающего поколения;
· проповедующую расовую нетерпимость, а также национальное и религиозное неравенство.
Предложения и рекомендации по улучшению законодательства в отношении защиты прав обучающихся
1. Включить все обучающие источники, предназначенные для средне-образовательных школ, СУЗов и ВУЗов в перечень отдельной группы товаров (работ, услуг) по которым государство РФ устанавливает определенные ограничения.
2. Обучающая информация должна содержать ссылки на ее достоверность и обладателей.
3. Установить для каждого обучающего учебника (пособия) уровень достоверности:
· информация с наивысшим показателем достоверности. Такие учебники не должны содержать в общем зачете меньше двух трети достоверной информации;
· информация с удовлетворительным показателем достоверности. Такие учебники не должны содержать в общем зачете меньше четверти достоверной информации;
· информация с низким показателем достоверности. Достоверность информации в таких учебниках не должны содержать в общем зачете меньше четверти от всей учебной информации;
· информация с минимальным показателем достоверности. Достоверность информации в таких учебниках не должны содержать в общем зачете меньше 1/20 от всей учебной информации;
4. На титульной странице каждого печатного издания, имеющего отношение к обучению школьников, абитуриентов и студентов должна указываться информация об уровне его достоверности (в процентном соотношении).
5. Печатные издания, предназначенные для обучения подрастающего поколения и содержащие до трети достоверной информации не могут содержать пометку рекомендуемого.
6. Предъявлять особые требования к учебным печатным изданиям относительно оформления внутреннего содержимого с обязательным указанием уровня достоверности каждой страницы.
7. Все участки страниц учебника должны содержать определенный фон, соответствующий уровню информационной достоверности.
8. Пересмотреть и ужесточить административно-правовую ответственность за нарушение вышеперечисленных предложений и рекомендаций.
9. Аналогичные требования сформулировать и для электронных изданий, а также носителей учебной информации.

Использованные источники:
Алексеев В.М. Информирование обучающихся о достоверности учебной информации // Журнал Алексеевской академии наук. 2015. № 2.